В Манеже завершила работу выставка "Строители нового мира. Коминтерн"
В Манеже завершила работу выставка «Строители нового мира. Коминтерн». Скульптура, графика, архивные документы, редкие фотокадры - всё это создает достоверную картину постреволюционного времени. А в центре экспозиции - огромное полотно, написанное в 1924 году. Репортаж Ольги Ениной.
Закрывали выставку у картины Исаака Бродского. Художник изобразил торжественное открытие Второго конгресса Коминтерна во дворце имени Урицкого (бывшем Таврическом).
«Первый съезд третьего Коминтерна прошёл в Петрограде, тогда же было принято решение о проведении второго съезда, и это был, наверное, самый представительный съезд, в нем участвовали представители из 40 стран, около 170 человек. Никогда такой представительной организации не было. Было принято решение, что нужно запечатлеть этот наиважнейший факт истории», - рассказала куратор выставки Виктория Павленко.
Среди делегатов: заведующий отделом печати Исполкома Товий Аксельрод, один из разработчиков «Платформы коммунистического интернационала» Николай Бухарин, британский и шотландский политический деятель Уильям Галлахер. Коминтерн или коммунистический интернационал - организация, которая объединяла компартии всего мира.
«Те механизмы социального мира, которые пока нам позволяют поддерживать в обществе баланс интересов, были заложены в период Русской революции. Идеи октября, можно сказать, попали в золотую копилку идеи человечества», - объяснил министр культуры РФ, председатель РВИО Владимир Мединский.
На выставке - порядка 90 эскизов к портретам участников Второго и Третьего конгрессов с их автографами. Здесь же - их личные документы. Мандаты Ленина, а также «шелковки» - многие делегаты прибывали на съезды нелегально. Документы печатали на ткани, чтобы легче спрятать при переходе границы. Здесь - и первый официальный портрет вождя, картина Бродского «Ленин и манифестация», агитационные плакаты.
«Та взъерошенная, непричёсанная бурная энергия масс, которая породила Коминтерн, она в искусстве породила те виды и направления, которыми мы до сих пор гордимся», - отметил руководитель Департамента культуры Москвы Александр Кибовский.
Лица новой эпохи, Москва и Петроград в первые годы после революции, как работали, гуляли, все это можно увидеть на картинах Александра Вахрамеева. Эти работы, говорят организаторы, погружают зрителя в атмосферу той эпохи.