В Малом театре состоялась премьера спектакля "Не все коту масленица"
«Не все коту масленица». Трудно поверить, но в этом году исполняется 145 лет, как эта пьеса Островского впервые появилась на сцене Малого театра. Постановка прошла проверку временем – зрители разных поколений продолжают искренне смеяться над жадным купцом Аховым и сочувствовать бедняге Ипполиту и его невесте. Пьеса, как её называли, почти лубочная, но, как говорится, «сказка ложь, да в ней – намек».
Несколько легких движений, и у красавца Виктора Низового появляется жиденькая старческая борода. В свои 42 актеру предстоит выйти на сцену в роли купца Ахова 60 лет от роду. Роль, как шутит Виктор, на вырост. На сцене он появится уже совсем седым – остальное будет добирать профессионализмом. Постарается внутренне оправдать своего героя – богатого купца, уверенного, что все в жизни, даже любовь, можно купить за деньги.
«Есть такие люди. И у них своя логика, свой устав жизни. Они живут по таким понятиям, как – "деньги есть, значит, я могу все купить". А оказывается, на самом деле, не так. Оказывается, все глубже, от сердца. А он не может понять – почему, как? И вот в этом его трагедия – Ахова», - считает заслуженный артист России Виктор Низовой.
«Не все коту масленица» – третий опыт Малого театра в постановке этой пьесы. Первый спектакль появился в год написания - в 1871-м. Во второй раз к пьесе обратился режиссер Виктор Хохряков, сам сыгравший купца Ахова. В роли Ипполита тогда выступил Виталий Соломин. И вот теперь режиссер Виталий Иванов решил снова напомнить, что – не все коту масленица, бывает и Великий пост.
«Для меня было неожиданностью, что "Не все коту масленица" ставится в четырех театрах Москвы. Я думаю, не случайно. Островский всегда был современнее, всегда его тексты ошарашивали, насколько он точно попадает во время, в эпоху. В этой пьесе он гениальным образом свел проблему денег и любви. И свел к очень доброму, хорошему, светлому пониманию», - считает режиссер Виталий Иванов.
У Дарьи Мингазетдиновой – роль Агнии, засидевшейся в невестах, осерчавшей на потенциального жениха – приказчика Ипполита – за его трусость, и дразнящей старика-купца Ахова. Дарья свою героиню тоже оправдывает – мол, ради последнего шанса выйти замуж и не таких глупостей наделаешь.
«Я впервые соприкоснулась с Островским, - говорит актриса Дарья Мингазетдинова. - На первый взгляд, он кажется автором очень легким – все на поверхности. Вроде простая пьеса, и играть ее можно, как написано. А чем больше начинаешь погружаться, тем больше возникает вопросов, на которые даже сейчас я постепенно нахожу ответы, не сразу».
Пьеса, которую сам Островский называл скорее этюдом, писанным для знатоков, где главное – московский быт и купеческий язык, доведенный до точки; сегодня по-прежнему влечет режиссеров и актеров. Возможно, потому что и почти полтора века спустя - миром правят любовь и деньги.