В Большом театре пройдет "Вечер современной хореографии"

18 марта 2016 10:16
Все три танцевальных спектакля в разное время поставили для Нидерландского балета - Ханс ван Манен, Иржи Килиан, Пол Лайтфут и Соль Леон. У каждого из них - всемирная слава и свой неповторимый стиль.

Три балета от четырех мэтров танцевального мира. В Большом театре сегодня дают «Вечер современной хореографии». Все три танцевальных спектакля в разное время поставили для Нидерландского балета - Ханс ван Манен, Иржи Килиан, Пол Лайтфут и Соль Леон. У каждого из них - всемирная слава и свой неповторимый стиль. И нынешний вечер покажет публике, насколько совершенным, глубоким и разным может быть современный балет.

«Вечер современной хореографии» - последний проект Сергея Филина. В день премьеры контракт худрука балетной труппы Большого заканчивается. Он уже передал дела Махару Вазиеву, но с театром Филин не прощается. Ему предложено возглавить Мастерскую молодых хореографов.

«Если я скажу, что передача власти проходит безболезненно, это будет неправда. Вообще любой процесс смены руководителя - процесс болезненный. Мы попытались сделать все, чтобы процесс был цивилизованным, рабочим, спокойным», - констатировал генеральный директор Большого театра Владимир Урин.

Этот вечер проходит под знаком голландского танца. Все четыре хореографа связаны с Нидерландским балетом. Чех Иржи Килиан, англичанин Пол Лайтфут, испанка Соль Леон. В этой звездной компании только Ханс ван Манен - голландец. На его счету больше ста двадцати балетов.

«Я никогда не ставлю балеты про конкретную историю. Меня вдохновляет музыка. Я не делаю декорации, я против них. В моих балетах люди всегда смотрят друг на друга и в направлении человека. Мне близки слова Баланчина, который говорил, что в балетах нужно слышать музыку и шаги», - говорит хореограф Ханс ван Манен.

«Вариации на тему Франка Бриджа», посвященные Бриттеном своему учителю, вдохновили ван Манена на собственное посвящение. Десять лет назад балет появился в Нидерландском театре танца – НДТ.
Ван Манен переделал финал для Большого. Вместо трагедии – хэппи-энд. Обычно сдержанный в своих эмоциях - хореограф наполнил танец экспрессией и эротизмом, обжигающим не только тела, но и глаза.

«Сложность - в простоте, как он нам объяснял. Отношения мужчины и женщины, так же как в спектакле - партнеры и партнерши, поэтому все время должен быть контакт», - отметила прима-балерина балетной труппы Большого театра, заслуженная артистка России Екатерина Шипулина.

«Совсем недолго вместе» - историю о себе и о текучести времени Большой получил от Пола Лайтфута и Соль Леон – мастеров коротких, емких, образных постановок, где сюжет неуловим, много ассоциаций и изобретательная хореография. Это - размышления о времени, делающем нас мудрыми, о несбывшихся надеждах, зализанных ранах и страхах, в которых трудно даже признаться самому себе.

«Для меня всегда было трудно найти ту точку, где можно было бы понять и выразить переживания, которые касаются и меня лично, и вопросов мирового масштаба. Через простые вещи я пытаюсь говорить о сложном», - говорит хореограф Соль Леон.

«Симфонию Псалмов» Иржи Килиана перенес на историческую сцену его ассистент Стефан Жеромский. Этот балет он танцевал больше пятнадцати лет, называет его танцем духа.

«Форма сложная, надо держать линию и счет, при этом - быть вместе, но каждый может открыть в себе свободу, которая идет к Богу», - убежден ассистент хореографа Стефан Жеромский.

На музыку Стравинского, в которой звучат библейские тексты, Килиан создал танец - четко выстроенный и одновременно свободный, разрушающий границы.

Голландский балет, сыгравший определяющую роль в развитии современного классического танца, теперь на сцене Большого. В нем есть что-то от живописи старых голландцев, которых надо увидеть хотя бы раз в жизни, чтобы что-то понять про себя и про мир.
 

Новости культуры

Читайте также:

На "Худсовете". Соль Леон и Пол Лайтфут