Москва XXI века. В Театре на Малой Бронной показывают премьеру постановки "Горе от ума"
В Театре на Малой Бронной – премьера. Павел Сафонов поставил «Горе от ума». Он считает, что хрестоматийная пьеса Грибоедова ‒ находка для любого режиссера. У нее сильная энергетика и современное звучание. Наверное, это позволило Сафонову перенести действие комедии в Москву XXI века. Валерия Кудрявцева делится впечатлениями от нового спектакля.
«Горе от ума» – пьеса, пусть и знакомая со школьной скамьи, но раз в сезон она обязательно появляется на столичных афишах. Каждый следующий режиссер ищет в ней современной звучание и находит свое. И вот теперь – Павел Сафонов. Он объяснил: «Для меня темой, наверное, все равно сегодня в этой пьесе было: как сегодня человеку сохранить себя, чистоту своего восприятия, свой голос, остаться свободным, когда вокруг столько соблазнов».
Вместо московских печек и княгинь в чепцах на сцене – стильные, графичные, эпатажные, подчас карнавальные персонажи – московский свет XXI века. Сценограф Мариус Яцовскис и художник по костюмам Евгения Панфилова создали поэтический, лаконичный мир, полный ярких, невероятно объемных, фантастических персонажей. Столкновение этих странных людей, говорящих реплики Грибоедова почти 200-летней выдержки, рождает сюрреалистическое ощущение.
Михаил Горевой отказался играть Молчалина, зато в роли Фамусова получил от режиссера полную свободу в работе над образом. Он объяснил: «Текст настолько актуален,он настолько сегодняшний! “С тех пор дороги, тротуары, дома и все на новый лад” – пишет Грибоедов. Про кого он пишет? Не про нас ли с вами?! Мне не нужно было ничего придумывать».
Для молодых актеров «Горе от ума» стало своего рода открытием. Полина Чернышова, Софья, говорит, пьеса не была ей близка. «Мне не нравилось, что Чацкий почему-то приходит и всех начинает хаять. Оказалось, это только самый верхний пласт. Там все гораздо глубже и интереснее. Интересно было раскрывать пьесу, она становилась все ближе, ближе. И, в итоге, становилась про тебя», ‒ поделилась Полина Чернышова.
Чацкий на Малой Бронной вовсе не кажется влюбленным романтическим персонажем. Дмитрий Сердюк играет его хлестким, амбициозным, надменным, слегка агрессивным. Главное качество этого Чацкого – обостренное чувство справедливости.
«Таких людей нет. Ведь нет больше Солженицына, Высоцкого. Такой памятник справедливости, как Чацкий, нет, я таких не встречал. А если и появится, то, к сожалению, наше общество, мне кажется, не готово принять их. И они никогда не будут услышаны», ‒ подчеркнул актер Дмитрий Сердюк.
О том, куда сегодня отправляется человек, непринятый обществом и непринимающий его законы, каждый размышляет в меру своей фантазии. Хрестоматийный монолог – на своем месте.