Петр Оссовский отмечает 90-летие

18 мая 2015 10:25
Главный юбилейный подарок ждёт его завтра – в Академии художеств откроется выставка, которую мастер называет исповедальной. Он часто говорит о себе - «Я - художник державный». В этих словах – суть его искусства – сурового, народного, реалистического.

Народный художник СССР Петр Оссовский принимает сегодня поздравления с 90-летием. Но главный юбилейный подарок ждёт его завтра – в Академии художеств откроется выставка, которую мастер называет исповедальной. Он часто говорит о себе - «Я - художник державный». В этих словах – суть его искусства – сурового, народного, реалистического.

В образе чернорабочего в 70-х Петр Оссовский изобразил себя. Говорит, заниматься искусством – что тачки возить и говорить правду. Как в картине «Три поколения», которую в 60-х упрекали в «выкачанной социальности».

«Молодой, прошедший Отечественную, грязными руками, немытыми, ест помидор, да еще крынка стоит – глиняная, тысячелетняя, а мальчишка – будущее советского государства - в рваных штанах, пастух. Что за будущее советской молодежи? А старик - почему с коркой хлеба? Что у него - есть нечего? Они в статьях правильно все описали, но это не годится. Надо полевой стан, надо ложь, надо сказку», - считает народный художник СССР Петр Оссовский.

Один из основоположников сурового стиля - Петр Оссовский никогда не отрицал соцреализма, но шел своим путем. 

«Выметал потихоньку из советского искусства канонические темы: павлики морозовы, первая лампочка Ильича, Петя на тракторе. Я сделал бригады творческие, по примеру киношных творческих объединений. И люди пошли в народ: в предприятия, на колхозы, стройки. Да, они там писали передовиков с орденами. Но было обращение от этих мертвых тем к живой жизни», - вспоминает Петр Оссовский. 

Живая жизнь у Оссовского - и в цикле «История красной державы», и в многочисленных работах, привезенных из Сибири и Алтая, Европы, Кубы и Мексики. С иронией называет себя художником-сериалистом, от слова «серия». И ратует за реализм.

«Из-за того, что сейчас реализм, забывают, и новое искусство хлынуло из-за рубежа. Забыли – как всегда в России бывает – кусочек золота. Вот это бы надо вытаскивать для того, чтоб будущее было. Потому что на инсталляции и авангарде не поедешь далеко. Как сделать память великого маршала Победы? Точками? Линиями? Надо лошадь, человека, ордена и надо возвышенную и гордую посадку», - убежден Петр Оссовский.

Своей духовной родиной, которую готов писать всегда, считает древнюю псково-изборскую землю, благодаря которой в его произведениях соединяются княгиня Ольга и Пушкин, Псковское озеро и северная иконопись. От сурового стиля к реализму образному. Петр Оссовский остается верен правде жизни.


Новости культуры