На Конкурсе Чайковского завершается первый тур у вокалистов
На Конкурсе Чайковского сегодня завершается первый тур у вокалистов. Он проходил на Новой сцене Мариинского театра. Члены жюри в очередной раз убедились: идея отбора конкурсантов не по видеозаписям, а вживую, не лишена смысла. Большинство из них показали высокий уровень мастерства, хотя с исполнением арий из барочных опер справились не все. А у виолончелистов завершается второй тур, и из 12 музыкантов в финал пройдут только шесть.
В Санкт-Петербургской филармонии в разгаре – вторая часть второго тура по специальности «виолончель». В новом здании Мариинки слушают вокалистов – у них первый тур. А в концертном зале Мариинского театра назначен концерт выдающегося музыканта, чья карьера тоже связана с Конкурсом Чайковского.
На втором Конкурсе Чайковского в 1962-м, Владимир Ашкенази разделил Первую премию с англичанином Джоном Огдоном. Правда, Ашкенази участвовать не хотел. Но сказали: «Надо». «На первом конкурсе Первую премию получил американец, и они не хотели, чтобы опять ее отдали кому-то другому, – вспоминает пианист и дирижер Владимир Ашкенази. – Меня вызвали в Министерство культуры, я разговаривал с министром культуры Фурцевой и сказал, что мои руки не подходят для исполнения Чайковского. Она сказала: "Значит, Чайковский вам не подходит?" И мне пришлось играть».
В этом году Валерий Гергиев пригласил Владимира Ашкенази поработать в жюри Конкурса Чайковского и сыграть концерт. Но на судейскую работу у него просто нет времени. Правда, отказать дважды мэтр мэтру не смог –согласился на выступление.
В квартале отсюда в разгаре – смотр вокалистов. В первом туре – 40 участников.
«Задача конкурса – не только открыть какие-то имена, – отмечает член жюри Конкурса Чайковского Михаил Казаков. – Это уже может быть человек, работающий в каком-нибудь театре, поющий на каких-то сценах или концертирующий, просто широкой публике это может быть неизвестно».
У виолончелистов напряжение достигло максимума. Совсем скоро станут известны финалисты. Музыканты стараются сосредоточиться только на музыке. «Я рассматривал это как – одно, два, три выступления на сцене, не как конкурс», – признался виолончелист, участник конкурса Александр Бузлов.
На прошлом конкурсе по классу виолончели в финал не попал ни один из российских музыкантов. Что будет на этот раз? «Это такое искусство, которое рождается в тот момент, когда играется, – считает член жюри Конкурса Чайковского Давид Герингас. – Может произойти чудо, а может, вообще ничего не произойти».
«Есть у кого-то замечательные шансы, единственное – еще немного рано говорить. Во второй половине второго тура многое становится гораздо яснее», – сказал член жюри Конкурса Чайковского Миша Майский
В Питере с концертом выступит знаменитый Пинхас Цукерман. В том числе, сыграет Третий концерт Моцарта – один из тех, что был обязателен и для конкурсантов. Считает, что молодым музыкантам венского классика сыграть очень трудно. «Моцарт говорит правду каждым инструментом. Это самое трудное для исполнения. Когда играют Моцарта, сразу видны все слабости музыканта, – считает Пинхас Цукерман. – И когда ты молод, Моцарт очень труден. Нужно очень много изучать».
За Конкурсом он следит по трансляциям – Цукерман один из тех, кто всегда в поиске талантов. Накануне объявления участников финала все, включая зрителей, пробуют себя в роли судей. Чьи прогнозы оправдаются, продолжат ли российские виолончелисты свою конкурсную судьбу, станет ясно совсем скоро.
Все материалы о XV Международном конкурсе имени П.И. Чайковского >>
Настройся на Чайковского >>