Спектакль "Тарарабумбия" сыграли в память об Анатолии Эфросе
Исполнилось 90 лет со дня рождения Анатолия Эфроса – режиссёра, сотворившего в советское время абсолютно несоветский, особый, эфросовский театр – воздушный и прозрачный, полный нюансов и полутонов. Он говорил, что «режиссёр – это поэт, который слагает стихи на сцене, управляя при этом большой группой людей». Люди, окружавшие его, признавали в нём человека тонкого, чуткого и одновременно чувствительного. Анатолия Эфроса вспоминали сегодня в театре «Школа драматического искусства», вспоминали те, кто хорошо знал его – ученики, коллеги, соратники. В память о нём сыграли спектакль «Тарарабумбия», его поставил сын мастера, Дмитрий Крымов.
Анатолий Эфрос отмечать свой день рождения не любил, норовил избежать. Благо в летнее время театры и артисты разъезжались из города.
«Папа это дело очень не любил – празднования, – поделился Дмитрий Крымов. – Но кто-то приходил. Кто-то как-то где-то его заставали, студенты иногда приезжали на дачу. Но он ничего никогда не организовывал. Вот я, например, свой день рождения очень люблю, как-то я приучен с детства его праздновать. А папа всегда к этому... (делает жест рукой)».
Вот и в 90-й день рождения, несмотря на каникулярное для большинства театров летнее время, пришли те, кто помнит мастера, в ком до сих пор отзываются мысли и спектакля Эфроса. В «Школе драматического искусства»собрались первые лица российской сцены. Кто-то с Эфросом работал, кто-то дружил. Кто-то просто, затаив дыхание, смотрел его спектакли.
«Анатолий Васильевич удивился бы, если бы я сегодня к нему обратился "дорогой мой учитель". Потому что вот так он меня не учил. Но его спектакли и то время, когда мы, нарушая весь учебный процесс, убегали с занятий ГИТИСа к нему на репетиции, тайком прокрадываясь, и так, на балконе сидя, подглядывали его потрясающие репетиции – вот это даёт мне право говорить, что я его ученик», – рассказал главный режиссёр Театра Российской Армии Борис Морозов.
Актеры обожали Эфроса, публика им восторгалась, власть терпела. Сегодня его вспоминают в эпитетах: «нежный диктатор», «тактичный гений».
«То, что гениальный режиссер – да, но то, что он великий человек – именно человеческие качества для режиссёра особенно, потому что в основном мы привыкли к людям, к режиссёрам строгим, которые пытаются как-то вытянуть из артиста любыми путями. Здесь абсолютная любовь. И вот с этой любовью ты живешь, ты общаешься, и ты понимаешь, как тебя любят на площадке. Это гениально», – призналась народная артистка России Вера Глаголева.
Никакого специального юбилейного вечера не задумывалось. В день 90-летия Эфроса сыграли спектакль Дмитрия Крымова «Тарарабумбия». Постановка по Чехову, любимому драматургу Эфроса, в которой задействован почти весь театр.
«Не знаю, будет ли это понятно, – сказал режиссёр Дмитрий Крымов, – но я это делал с абсолютной любовью, преклонением и каким-то комом в горле по отношению и к Чехову, и папе, и к дням рождения, и к дням смерти. Ко всему этому кусту русских вопросов».
Читайте также:
90 лет назад родился режиссер Анатолий Эфрос