К 85-летию со дня рождения Геннадия Полоки
15 июля – 85 лет со дня рождения кинорежиссера, сценариста и актера Геннадия Полоки. В память о нем в эфире телеканала "Россия К" – документальный фильм "Монолог в 4-х частях" (13-16 июля, 21:20).
Когда-то считалось, что Геннадий Полока снимает "антикино" – гротесковое, театральное, разрушающее реалистическую основу кинематографа. Сегодня ясно, что "Республика ШКИД", "Интервенция", "Возвращение "Броненосца" – это одно из самых удачных продолжений отечественной кинематографической традиции. "Я возрождаю традиции кинематографа 1920-х годов, традиции Мейерхольда и Эйзенштейна, основанные на поиске новых форм художественного выражения. Кино для меня не фотография жизни, игровое кино тем и отличается от документального, что режиссер выстраивает свою реальность, неповторимую, зрелищную и парадоксальную, – считал Геннадий Полока. – Мое творческое кредо состоит в том, что я делаю в кино то, что, по мнению других, делать нельзя. Я пришел в кино из театра и привнес в кинематограф многие приемы, которые до этого использовались только на сцене. Я – за кинематограф яркой формы, которая, на мой взгляд, не менее важна, чем содержание!". Всю жизнь он проработал в кинематографе, однако снял всего двенадцать фильмов. Его не понимали и критиковали, фильмы годами не выходили на экран. "Меня всю жизнь пытались превратить в нормального, советского режиссера", – признавался режиссер и вопреки всему шел вперед.
Документальный фильм "Монолог в 4-х частях" посвящен его жизни и творчеству, казалось бы, не слишком яркому для кинорежиссера. И, тем не менее, жизнь, прожитая в кинематографе, удивительная память о событиях в искусстве, собственных жизненных и художественных принципах, делают его незаменимым собеседником. В его рассказе всплывают яркие и неожиданные детали, звучат истории создания полюбившихся фильмов, которые с интересом смотрят уже несколько поколений зрителей. С легкостью он рассказывает и о самых тяжелых для него моментах, таких как съемки полнометражного дебюта "Чайки над барханами", вместо триумфа чуть не обернувшиеся для режиссера тюрьмой. В программе Геннадий Полока с благодарностью вспоминает тех, кто искренно и бескорыстно помогал ему в тяжелые времена, когда он был отлучен от кино, говорит об актерах, с которыми встречался на съемочной площадке. Ведь уровень кино, считал он, определяют актеры, "способные, прежде всего, потрясать, а не убеждать". Творческие биографии Павла Луспекаева, Анатолия Подшивалова, Георгия Юматова, Николая Гринько, Елены Майоровой трудно представить без фильмов Геннадия Полоки. Включены фрагменты кинолент режиссера, фото- и видеоматериалы из личного архива режиссера.
Часть первая (13 июля, 21:20). Режиссер работал почти на всех студиях страны, но самая яркая часть его жизни связана с киностудией "Ленфильм". Здесь он снял свою знаменитую картину "Республика ШКИД". "Это про мое детство. Мальчишкой я работал на лесоповале, прошел через многое, поэтому мне был так близок этот материал. И тот оптимизм, которым заряжает картина. Словно чувствуешь другое отношение к жизни, надежду и веру в будущее. Фильм пронизан этой самой атмосферой. Сегодня мне трудно видеть людей, утративших надежду, тяжело смотреть, как обостряются до крайностей социальные противоречия. Трудно далось расставание с героями, мы прожили вместе год. Это целая жизнь!". Мы побываем на киностудии "Ленфильм" и совершим путешествие по Санкт-Петербургу, во время которого Геннадий Полока расскажет о режиссере и актере Александре Товстоногове, актере Анатолий Подшивалове. "Талант – это не просто сыграть органично, потрясти, найти пластическую форму, порой условную, может только талант".
Часть вторая (14 июля, 21:20). О работе над фильмом "Один из нас" и исполнителе главной роли Георгии Юматове. О кинокартине "Интервенция" и о том, как режиссерский взгляд на исторические события не понравился руководству, и фильм положили на полку на двадцать лет. "В этом фильме мне хотелось продолжать то, что было заложено в "Республике ШКИД". Хотелось снять веселое, гротескное, буффонадное кино, в котором развиваются традиции народного балаганного театра. По моей задумке актеры должны были не проживать эту историю, а рассказывать образно, ярко и азартно. Но фильм не приняли и положили на полку. Не помогло даже письмо Брежневу. Когда через двадцать лет состоялась премьера, самой большой наградой для меня стали люди, пришедшие на показ". Вместе с режиссером мы побываем на Площади Искусств, недалеко от которой находится гостиница Санкт-Петербургского Цирка, где Геннадию Полоке приходилось жить после закрытия картины "Интервенция" и где его посещал родственник Рокфеллера с предложением работать в Америке.
Часть третья (15 июля, 21:20). Московская жизнь. Дружба с будущим режиссером Георгием Данелией и знаменитым футболистом Игорем Нетто. Начало войны, эвакуация, работа вместе с мамой на лесоповале. О картинах "А был ли Каротин?" (в 1989 году была удостоена Золотой медали Ватикана), "Одиножды один" и "Наше призвание". Геннадий Полока был убежден в том, что любой кинорежиссер всю жизнь снимает одну картину, хоть и под разными названиями.
Часть четвертая (16 июля, 21:20). Режиссер рассказывает о работе в объединении "Экран" и о съемках фарса "Возвращение "Броненосца" – одной из самых ярких картин постперестроечных лет, еще раз доказавшей, что Полока снимает зрительское кино, яркое по форме и понятное по содержанию. Не стоит слишком "грузить" зрителя своими идеями и концепциями, считал мастер, главное – завоевать его доверие и расположение, увлечь его своим взглядом на мир. Фестиваль "Окно в Европу" в Выборге, премьера фильма "Око за око" о временах красного террора. Полока изменил бы себе, если бы снял фильм только об ужасах тех времен. "Око за око" – картина о неподдельных отношениях, о людях, которые всегда живут вопреки обстоятельствам. "Я пережил и сталинские времена, и времена Хрущева, и брежневский застой, и перестройку Горбачева. Но я никогда не изменял себе и всегда жил с одними и теми же представлениями о мире".
Пресс-служба телеканала "Россия К"