В Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина появились работы Роберта Фалька
Коллекция Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина пополнилась живописными и графическими работами одного из основателей объединения «Бубновый валет» Роберта Фалька. Большая часть произведений относится к французскому периоду жизни художника. Анастасия Егорова продолжит.
Роберт Фальк - «тихий бубновый валет». Так называла художника его последняя супруга Ангелина Щёкин-Кротова в честь одноименного объединения авангардистов. Фальк с женой Ангелиной Щёкиной-Кротовой жили в одном из самых красивых зданий Москвы - Доме Перцовой на Пречистенской набережной. Именно там адвокат Дмитрий Левенсон с супругой Светланой Вязьменской впервые приобрели в свою коллекцию работы мастера. Их продавала вдова Ангелина Васильевна. «Система у нее была такая, она приглашала к себе, выставляла три работы. И говорила, что Вы можете купить только одну», - говорит коллекционер Светлана Вязьменская.
Щёкин-Кротова позволила забрать две работы и расплатиться позже. Семьи дружили давно. В 70-е годы адвокат Левенсон помогал ей получить квартиру в Москве, так как дом-сказку государство превращало в дипкорпус. Собрание коллекционеров со временем пополнилось на два десятка работ из живописи и графики. «Был такой случай, когда Ангелина Васильевна звонила и говорила, что в комиссионном магазине на набережной работа Фалька. Мне хотелось бы, чтобы Вы ее купили», - рассказывает коллекционер Светлана Вязьменская.
В собрании редкие натюрморты и множество портретов парижского периода творчества. Во Франции Фальк планировал задержаться на полгода, остался на девять лет. Изучал подлинники Сезанна, Коро. «Именно в эти годы (конец 20-х - 30-е) в Париже Фальк вырабатывает свою зрелую манеру письма. Его краски становятся более спокойными, колорит приобретает серо-голубую, охристо-бурую тональность», - комментирует научный сотрудник Отдела личных коллекций ГМИИ им. Пушкина Инна Войтова.
Здесь портреты сына художника, музы Маяковского Татьяны Яковлевой и автопортрет. Единственная работа 40-х годов - портрет профессора Александра Яроцкого. Знаменитый медик, находясь в годы войны в эвакуации в Самарканде вместе с Робертом Фальком, сам попросил художника написать его. Моделей на портретах мастер изображал исключительно в анфас, объясняя, что профиль - это то, что дано человеку от природы, а фас - результат жизни. «Фальк часто предчувствовал трагический конец модели. Особенно в мужских портретах. Портрет Адольфа Мильмана писал во время тяжелой болезни художника, когда он был прикован к постели и не мог даже говорить и двигать руками», - рассказала научный сотрудник Отдела личных коллекций ГМИИ им. Пушкина Инна Войтова.
Портрет Мильмана - настоящая находка. Он двусторонний. На обороте фрагмент эскиза Фалька к театральной декорации пьесы «Испанцы», которая шла в Государственном еврейском театре. Пушкинский музей особенно гордится провенансом коллекции. В подлинности картин можно не сомневаться, кроме того, биография работ абсолютно прозрачна.