"Черный квадрат" Малевича увековечили в памятнике
"Черный квадрат" Казимира Малевича - одна из самых обсуждаемых картин ХХ века, предмет нескончаемых дискуссий. Для кого-то это шедевр русского авангарда, прорыв в развитии искусства, а для кого-то бессмысленная мазня. К столетию "Черного квадрата" в Москве открылся памятник – черный кубометр. Это первый в мире трехмерный памятник двухмерной картине.
Картина, которая вызывает больше вопросов, чем ответов. Одно из самых спорных полотен в мировом искусстве, обсуждение которого длится уже 100 лет. "Черный квадрат" теперь увековечен в памятнике. Оммаж самой известной картины русского авангарда - парящий в воздухе кубический шар – вполне в духе Малевича.
"Двухмерная картина Малевича вдруг превратилась в трехмерную такую конструкцию, - говорит фотограф и журналист Юрий Рост. - Если учесть, что сам Малевич задумывался о том, чтобы сделать эти пространственные супрематические фигуры и даже запустить их в космос, то это вполне такой воздушный шар, квадратный воздушный шар, к которому привязана земля".
Конструкция выполнена по всем законам супрематизма. В кубометре, или как его еще называют квадрошаре, соблюдены пропорции "Черного квадрата". Каждая сторона поля равна 79,5 сантиметрам. Такая математическая точность простейших геометрических очертаний была важна для художников группы "Супремус" – основанного Малевичем творческого объединения. Даже материал, использовавшийся при создании арт-объекта является посвящением футуризму.
"Это материал под названием карбон, - рассказывает искусствоваед Андрей Сарабьянов. - Он применяется в космической технике. Это было 100 лет назад, когда был создан "Черный квадрат", тогда еще не было идей полета в космос, но Малевич уже через некоторое время стал об этом задумываться. Им очень овладела идея космоса, полета человека в космос и вообще парения в воздушном пространстве".
Впервые "Черный квадрат" предстал публике в Санкт-Петербурге в 1915 году на последней футуристической выставке картин под названием "0.10". С тех пор мир поделился на тех, кто видит в черной бездне Вселенную, и тех, кто категорически отрицает идею беспредметной живописи. Сам Казимир Малевич писал: "Всегда требуют, чтобы искусство было понятно, но никогда не требуют от себя приспособить свою голову к пониманию". Решение вопроса художник выбрал авангардное: ниспроверг устаревшие законы и придумал одну из главных загадок ХХ и теперь уже XXI века. Раскрыть тайну "Черного квадрата" не удалось пока никому.