Третьяковская галерея открывает свои запасники: представлена выставка Сергея Коненкова
В рамках программы "Третьяковская галерея открывает свои запасники" здесь открылась выставка Сергея Конёнкова. Конёнков – легендарная фигура в истории русской скульптуры XX века. Уже при жизни его называли "Русским Роденом", а работы сравнивали с античной пластикой и Пергамом, "воскресшим в нашем искусстве". Задача выставки – показать, как из сплава увлечений культурами прошлого рождался остросовременный пластический язык, адекватно воплотивший смену настроений в искусстве конца XIX – первой четверти XX века.
Пока к персональной выставке готовят картины Валентина Серова, в его залах разместились скульптуры Сергея Конёнкова из запасников Третьяковки и Мемориального музея-мастерской в Москве. В последний раз выставка такого масштаба состоялась более полувека назад, в 1956-м, еще при жизни художника. На этот раз публике представили раннего и, пожалуй, самого плодотворного Конёнкова.
Мария Морозова, куратор выставки: "В первые двадцать лет XX века Коненков сделал все самые главные вещи, которые потом составили его славу. И именно в это время были сделаны лучшие крупные его произведения. Когда он уехал в Америку, он пытался сохранить и развивать те линии, которые были в его творчестве до отъезда, закрепить там славу ведущего русского скульптора. Вернувшись в 1945 году в СССР, он также пытался вернуться к темам и мотивам, которые у него были до революции".
В работах, представленных на выставке, – разнообразие тем. Сюжеты славянской мифологии соседствуют с античными образами. Отдельное внимание отводится портретам современников, и не только им. Скульптурные бюсты Паганини и Баха – основа музыкальной темы в творчестве Конёнкова. Материалы также разнообразны: мрамор, цемент, майолика и, конечно, дерево. Конёнков был одним из тех, кто в начале XX века вернул внимание к деревянной скульптуре. Выходец из крестьянской семьи из Смоленской области, он испытывал к этому материалу особую нежность. Среди его деревянных скульптур – фольклорные, сказочные образы.
Татьяна Карпова, заместитель директора Государственной Третьяковской галереи: "Барельеф "Пиршество" – редкий образец декоративного искусства в творчестве мастера. Он был сделан для московского особняка Карпова, который находится недалеко на Ордынке, украшал камин. Барельеф очень редко бывает на выставках и покидает фонды. Но сейчас мы его с удовольствием после небольшой реставрации показываем на нашей выставке".
Однако работа, которая, наверняка, стала бы настоящим событием, так как ни разу непоказывалась на публике с 1956 года, – мраморная скульптура Паганини высотой 2,5 метра - на выставку не попала. Причины – технические, связанные с ее размерами. А потому у почитателей таланта скульптора сюрпризы еще впереди.