В Александринском театре поставили последнюю пьесу Маяковского
Последняя пьеса Маяковского «Баня» стала первой премьерой Александринского театра в новом году. И первым спектаклем в серии, которой театр отметит 100-летие революционных событий 1917 года. Цикл продолжат «Оптимистическая трагедия», футуристическая опера «Победа над солнцем», и другие постановки – новые прочтения произведений, которые стали знаковыми для своего времени и не во всех случаях выдержали испытание временем. «Баня», однако, выделяется даже в этом ряду. На премьере побывала Валерия Кудрявцева.
«Баня» – последняя пьеса Владимира Маяковского. Он закончил ее осенью 1929-го, а в апреле 1930-го поэта не стало. Писал для Мейерхольда. Однако первый спектакль случился в Ленинграде – «Баню» поставил режиссер Владимир Люце. Было это в январе – 1930-го. А в марте Всеволод Мейерхольд поставил её в Москве. Позже у пьесы были времена взлета и забвения. И вот теперь про «Баню» снова вспомнили. Этим спектаклем стартует проект Александринки, посвященный 100-летию революции.
«Мы так или иначе – не празднуя, конечно – но мы не можем обойти эту дату стороной. Потому что её послесловие мы ощущаем все время и будем ощущать ещё долго. Вообще, «Баню» периодически надо делать. Как человек ходит в баню, так и надо обществу проходить на «Баню». В этом смысле это, конечно, темы важные и постоянные», – говорит художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин.
Маяковский определял жанр «Бани» как сатирическая пьеса с цирком и фейерверком. Высмеивал общественные пороки своего времени – бюрократизм, приспособленчество, «коммунистическое чванство». Благодаря изобретенной товарищем Чудаковым машине времени, в 1930-х появляется посланница из будущего, 2030 года – фосфорическая женщина, готовая взять с собой в будущее всех желающих – впрочем, только достойных. И вот уже все отрицательные персонажи остаются на сцене, «скинутые и раскиданные чертовым колесом времени». Ирония в том, что сегодняшний день – почти то самое будущее, в которое стремились герои Маяковского.
«Мы не играем, что это происходит в наше время. Мы пытаемся изображать людей того времени – их темперамент, их взгляд на вещи. Конечно, не все будет понятно современным людям, особенно тем, кто забыл уже, что такое Советский Союз, но тем не менее, чисто энергетически это может быть очень увлекательно, когда люди говорят из прошлого, абсолютно понимая, о чем они говорят», – считает главный режиссер Александринского театра Николай Рощин.
Сатирический посыл Николая Рощина лишен конкретики, едва ли привязан к какому-то времени. Однако стилистика спектакля и атмосфера – времен Маяковского.
«Современный мир – в нем зачастую отсутствуют идеи. А в мире 30-х годов, в мире советских инженеров изобретателей ещё была искренность, рвение какое-то. Вот мы и пытаемся это подтянуть в нашем замечательном спектакле», – пояснил актёр Тихон Жизневский.
Технические возможности новой сцены Алексанринского театра, открытой весной прошлого года, в «Бане» представлены на высоком уровне. Машинерия сцены своего рода – соавтор спектакля. При минимуме декораций – максимум возможностей. А ещё – два разных финала, дающие публике дополнительный повод для размышления.
«Зрители до смешного поделились – одни говорят, что никогда так не скучали, другие – что никогда так не веселились. Так писал Владимир Маяковский после просмотра «Бани». Как публика примет постановку Николая Рощина? В Александринке вовсе не против, чтобы мнения снова были полярными, а дискуссия вокруг спектакля – жаркой.
А пока на премьере – овация. Возможность посмотреть, каким виделся наш сегодняшний день, когда был еще далеким будущим, публику явно волнует.
100-летие революции 1917 года в России. Все материалы темы