Выставка "Капричос. Гойя и Дали" открылась в Музее имени Пушкина
За что публика любит сатиру? За удовольствие вместе с автором высмеивать чужие грехи и радоваться своему благочестию! Но не только в этом причина того, что в Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина публика стремилась на выставку под названием "Капричос. Гойя и Дали" ещё до её открытия. Во-первых, оба имени – сильнейшие магниты. Во-вторых, то, что Гойя рисовал, а Дали потом дорисовал, – это больше, чем сатира, это фантазии - жанр, любовь к которому, как сказала директор музея Марина Лошак, живет в каждом из нас.
Франсиско Гойя, будучи придворным художником Карла IV, рискнул высмеять и светскую, и духовную Испанию тех лет. Простым гражданам тоже досталось. Да ещё и попробовал заработать на этом – выставил на продажу восемьдесят гравюр. Публику он уверял в том, что язвительность его направлена на пороки в целом, без перехода на личности. Простодушие не сработало. Инквизиция сработала. Пришлось извиняться перед королём за дерзость и дарить ему работы с рукописными комментариями к каждой. 180 лет спустя Сальвадор Дали решил продолжить разъяснительную работу и представил свою версию "Капричос" Гойи.
Неизвестно, сколько человек посетит выставку "Капричос. Гойя и Дали", но на открытии для прессы на каждую работу приходилось по нескольку теле- и фотокамер. При том, что эту серию офортов Франсиско Гойи Пушкинский музей неоднократно показывал и отдельно, и в составе сборных выставок.
"На вопрос, почему вас так много сегодня, очень легкий ответ. И ожидание нашей публики, наших зрителей, которые уже на протяжении выходных пытались рваться в эти двери, видя название выставки, тоже очевидно, потому что на этой выставке собрались в компании два художника, имена которых совершенно сакральны", – отметила директор ГМИИ им. Пушкина Марина Лошак.
Выставка состоит из оригинальных работ Франсиско Гойи и их авторской интерпретации Сальвадором Дали. Серию офортов под общим названием "Капричос" Гойя выпустил в 1799 году тиражом в 300 экземпляров. В этих работах художник высмеивал, да что там, откровенно издевался над моральными устоями современного общества. Святая инквизиция приняла художества Гойи на свой счет. В 2006 году Милош Форман снял об этой истории фильм "Призраки Гойи". От инквизиции, которая коленым железом выжигала вероотступников и еретиков, Гойю спасло только то, что он был придворным королевским художником. Тем не менее, гравировальные доски у него изъяли, весь нераспроданный тираж конфисковали. Спустя 180 лет Сальвадору Дали ничто не угрожало: моральные устои изменились. Дали, взяв за основу копии работ Гойи, дополнил их своими деталями и снабдил новыми надписями - попросту пририсовал Гойе рожки.
"Дали не делал самостоятельную работу. То есть настолько общи были те пороки, те проблемы, которые поднял Гойя, что у него не было необходимости что-то дополнять. Он просто как-то прокомментировал его уже из другого времени - из ХХ века", – рассказывает куратор выставки Борис Фридман.
"Капричос" переводится как "причуда". И это очень хорошо почувствовал Дали, который, как известно, сам любил почудить. Вот взял да и разукрасил чужие работы. Ну, а кто не пририсовывал усики портретам в школьных учебниках?
Читайте также:
Пушкинский музей открыл год выставкой "Капричос. Гойя и Дали"
В Музее имени Пушкина всё готово к открытию выставки "Капричос. Гойя и Дали"
ГМИИ имени Пушкина открывает год выставкой Гойи и Дали