Фестиваль наивного искусства представляет выставку "Наив… но" и проект "Сотворение мира"

02 февраля 2017 10:05
Один из залов посвящен теме рая. И это понятно, образ наивного искусства часто ассоциируется с райской идиллией. Большинство художников тяготело к чистым и светлым образам, потому как жизненный путь многих не был легким. А обращение к райской тематике было своего рода компенсацией счастья.

"Наивность - не недостаток, а напротив, признак одарённости", - учил нас в "Трёх товарищах" Ремарк. Творчество самоучек попало в поле зрения европейских художников-новаторов в конце XIX века. Диалог профессионалов и наивистов актуален и в XXI столетии. В столице открылся V Московский международный фестиваль наивного искусства "Фестнаив". Первый пункт в программе – выставка "Наив… но". Репортаж Марии Трофимовой.

Первые подобные выставки, где представляли признанных мастеров вместе с художниками наивного искусства, проводились еще в начале прошлого века.

"Это история взаимовлияния, прохождения в искусство наивистов и искусства наивистов в искусство профессионалов-примитивистов, продолжалась на протяжении всего ХХ века", - говорит руководитель кураторской группы Людмила Андреева.

Нико Пиросмани, Катя Медведева, Елена Волкова - целая плеяда художников-наивистов, чьи имена плотно вплелись в историю русского искусства ХХ века. Работы разных мастеров, разных направлений и разного времени сегодня органично сосуществуют в едином контексте и пространстве с Малевичем, Бурлюком, Гончаровой.

"Такие работы, как работы Ланга "Метель" из собрания нашего музея, работа концептуалиста нашего времени, работа нонконформиста Алферова. И в этот же ряд очень органично вписывается такая работа наивного мастера как "Новый год" Шевченко, - рассказывает старший научный сотрудник Музея современного искусства Нина Лаврищева. 

Наивистов интересуют общечеловеческие темы. Поэтому наив на выставке, его история и стиль представлены в образе некоего пути - от рождения до смерти. Город, его пространство. Рождение человека, Вселенной и нового искусства. Портрет, автопортрет как переживание и изучение окружающего мира через призму себя самого.

Один из залов посвящен теме рая. И это понятно, образ наивного искусства часто ассоциируется с райской идиллией. Большинство художников тяготело к чистым и светлым образам, потому как жизненный путь многих не был легким. А обращение к райской тематике было своего рода компенсацией счастья.

Проект "Сотворение мира" продолжает тему. В экспозиции - работы последних лет. Показывают, как меняется это искусство. Картины художников из разных уголков страны - Омска, Краснодара, Ульяновска, Оренбурга, Москвы. Так, Музей органической культуры из Коломны представил полиптих Владимира Зороастрова "Шесть дней творения".

"Мы можем видеть, как наив трактует эту извечную тему - творение мира, как он в ней мыслит. Интересна не только сюжетика, но и техника. Зороастров придумал свою уникальную технику: он пишет сухими кистями по полотну", - говорит куратор Мария Артамонова. 

На выставке - работы художников и из других стран. Постоянный участник фестиваля "Фестнаив" - итальянец Гвидо Ведовато. Его наив классический - мир радости и добра. А вот картина Дражена Тетеца, представителя хорватской школы наивной живописи на стекле, "Подпертый Иисус" - кульминационная точка экспозиции.

Новости культуры