Об истории убранства стола XVIII – XIX веков поведает выставка в Царицыне

05 мая 2016 10:10
Она посвящена популярному художественному приёму – «обманке», способу создать иллюзию подлинных объектов природы. Но не в живописи и графике, а в фарфоре и искусстве сервировки стола. Экспонаты, доказывающие, что придворный этикет и юмор совместимы, предоставили Кусково, Архангельское, Строгановская Академия и другие музеи.

В музее-заповеднике «Царицыно» открылась выставка «Состязание с натурой. Из истории убранства стола XVIII – XIX веков». Она посвящена популярному художественному приёму – «обманке», способу создать иллюзию подлинных объектов природы. Но не в живописи и графике, а в фарфоре и искусстве сервировки стола. Экспонаты, доказывающие, что придворный этикет и юмор совместимы, предоставили Кусково, Архангельское, Строгановская академия и другие музеи.

Загадочное слово trompe-l'œil переводится с французского как обман глаз.

В XVIII, а позже и XIX веках так называемые «обманки» были неотъемлемой частью декорирования парадного стола.



Предметы сервировки были настоящими произведениями искусства и состязались не только друг с другом, но и с природой.

Лоток в виде рака, сахарница – кисть винограда или маслёнка, которую не отличить от калача: вазы, тарелки и чаши имитировали цветы, плоды, животных, птиц и насекомых. Таких экспонатов на выставке – более ста.

«Здесь присутствуют и фарфор, и керамика, и стекло, одним из самых удивительных наших экспонатов как раз из коллекции государственного музея-заповедника «Царицыно» является муха в стакане, это такая история-обманка», – объясняет генеральный директор музея-заповедника «Царицыно» Елизавета Фокина.

Мода изображения мух на стеклянных рюмках и стаканах была одной из так называемых «шутих», популярных в XVIII веке. Когда вода колыхалась, муха будто бы оживала: настолько роспись походила на натуру. Кто придумал такой розыгрыш – неизвестно. Большинство экспонатов выставки анонимны, однако можно достоверно сказать, на какой фабрике создавались предметы сервировки.

Законодательницей моды была Мейсенская фарфоровая мануфактура. Но история столовой шутки началась намного раньше. Еще в XVI веке французский художник Бернар Палисси делал так называемые сельские глины – он украшал блюда слепками с настоящих земноводных, пресмыкающихся и рыб, а после покрывал их цветной глазурью.

«Искусство обмана глаз было очень развито и в живописи, и в росписях интерьеров, культовых сооружений и дворцов Такая традиция для искусства – очень древняя, и даже она уходит своими корнями в античность», – говорит заведующая отделом русской и зарубежной керамики Государственного музея керамики и «Усадьбы Кусково XVIII века» Татьяна Мозжухина.

На выставке – столовые предметы, созданные в России, Франции, Германии, Италии. Здесь и сервиз, сделанный во Франции, но в традициях голландского фаянса, и работы венецианских виртуозов-стеклодувов. Итальянские мастера производили целые ансамбли украшений для праздничного стола, которые выглядели очень натуралистично: издалека их было невозможно отличить от настоящих фруктов.

Неслучайно, они соседствуют с лимонным деревом из царицынских оранжерей: состязание с натурой здесь – наглядно.

Новости культуры