В Центральном выставочном зале "Манеж" открыта выставка, посвященная революции 1917-го

24 ноября 2017 10:00
В Центральном выставочном зале "Манеж" открылась выставка, на которой подробно изложена хроника жизни города на протяжении 12-ти месяцев революционного года. Центральное место в экспозиции занимает инсталляция Бориса Мессерера.

Петроград 17-го - в Петербурге 17-го. В Центральном выставочном зале "Манеж" открылась выставка, на которой подробно изложена хроника жизни города на протяжении 12-ти месяцев революционного года. Центральное место в экспозиции занимает инсталляция Бориса Мессерера. С подробностями - Сергей Загацкий.

Это - копия рапорта комиссара Кернеса о постановке "Большевик и буржуй"- она шла в одном из театров Петрограда в 1917 году. Один из тысяч документов, в которых революционный город предстает таким, каким и был: новым, свободным, снова молодым - и в то же время распущенным и грубым - матросским и пролетарским.

"Совершенно были изменены привычные нормы поведения, то есть, произошел колоссальный сдвиг в мировоззрении общества. И то, что происходило в городе, особенно на бытовом уровне, когда человек оставался абсолютно беззащитным, - это поражает воображение", - отметила заместитель директора ЦВЗ "Манеж", куратор выставки Татьяна Ларина.

Вот клад, который в середине 80-х годов XX века нашли в одной из старых ленинградских квартир. Фамильное серебро, посуда, украшения. Все это было завернуто в газеты, датированные 1917 годом. Те, кто бежал от революции, явно надеялись вернуться в город, но не к прежней жизни. Иначе не стали бы прятать вместе с драгоценностями "неприкосновенный запас".

"Здесь мы видим ячменный кофе, шоколад, цикорий. Продукты, которые становились в это время в городе дефицитом", - рассказал кандидат исторических наук Денис Баженов.

Трагедия и фарс тогда, в 1917-м, были неразделимы, считают авторы выставки. В одной витрине - личные вещи Николая II и членов императорской семьи, винтовки революционных матросов - и театральные костюмы к постановке Всеволода Мейерхольда "Маскарад" - премьера состоялась 25 февраля 17-го. В те самые дни, когда на улицах Петрограда уже стреляли.

"Многими участниками, очевидцами тех событий, этот спектакль воспринимался, как трагическое предзнаменование грядущих событий", - объяснила куратор выставки Татьяна Ларина.

Декорации к спектаклю Мейерхольда на огромной круглой тумбе внезапно становятся фоном, на котором - ощетинились винтовками революционеры. "Меня очень интересовали лица людей, делавших революцию. Кто они такие? Откуда взялись? Буквально, какие-то пришельцы, какая-то вера в глазах безумная, иногда недоумение бывает, это люди, убежденные в своей правоте. Сейчас мы не видим таких лиц", - отметил художник Борис Мессерер.

Лицам революции посвятили весь второй этаж выставочного зала. 12 черных подворотен, 12 месяцев революционного 1917 года. Каждый - со своими героями и антигероями. Бесконечная череда тех, кто строил новый порядок - и кто стал его жертвой.

Бронеавтомобиль "Руссо-Балт", конечно, в первую очередь символизирует собой вихри Великой Откябрьской революции. Но здесь, на этой выставке у него есть и другой - не самый очевидный смысл. Дело в том, что Революция весьма своеобразно сказалась и на судьбе самого Конногвардейского манежа, где развернута эта экспозиция. В 1917 году здание отдали под нужды различных ведомств, а чуть позже, уже в 30-х, здесь размещался спецгараж НКВД.

Оценивать итоги Революции в России будут еще очень долго - считают авторы выставки. И вряд ли когда-нибудь будет единое и однозначное мнение. Настолько сложными, тяжелыми - и вместе с тем, великими, были те дни.

Новости культуры