В Москве вновь наступили "Декабрьские вечера"
В Москве вновь наступили «Декабрьские вечера». Фестиваль элитарный, изысканный, наследующий от своего основателя Святослава Рихтера главный принцип – тонко сочетать музыку и живопись. Юрию Башмету, ставшему после смерти Рихтера художественным руководителем «Декабрьских вечеров», в этом году пришлось непросто. Он должен был отвечать музыкальными репликами на заявленную Ириной Антоновой тему выставки – «Вечные темы искусства». На открытии Юрий Башмет, ансамбль «Солисты Москвы» и дочь маэстро – Ксения Башмет – предложили античность – так, как её понимали композиторы XX века.
Вот уже в 35-й раз Белый зал Музея изобразительных искусств открывает свои двери для публики. В 1981 году, в Париже, Ирина Антонова предложила Святославу Рихтеру проводить музыкальный фестиваль в Пушкинском. Известный музыкант идею не просто поддержал, воплотил в жизнь.
«Соединение изобразительного искусства, визуального искусства и музыки и является той атмосферой, которой славится фестиваль "Декабрьские вечера". И одно без другого невозможно. В декабре нет выставки без фестиваля, нет музыки без выставки», - отметила директор ГМИИ имени Пушкина Марина Лошак.
Юрий Башмет присутствовал при разговоре Антоновой и Рихтера 35 лет назад. А впоследствии, вместе с Натальей Гутман, Олегом Каганом, Дмитрием Сканави принимал участие в «Декабрьских вечерах» на протяжении долгих лет.
«Мы собирались, пили чай, обсуждали. Никто никогда из нас не знал, какая будет тема следующего фестиваля, и всегда Рихтер нас удивлял. Было сюрпризом, когда он, наконец, объявлял тему и, действительно, мы даже с Олегом загадывали, что будет дальше», - рассказал художественный руководитель фестиваля Юрий Башмет.
Башмет вспоминает, что в какой-то момент Рихтер даже придумывал концерты с участием самого зала.
«Он спрашивал: "А кто-нибудь есть в зале со скрипкой, может кто-нибудь сыграть Каприс Паганини?" Это, конечно, было подготовлено, но не для публики, и тут появлялся скрипач, который играл Каприс Паганини», - вспоминает Юрий Башмет.
Для открытия фестиваля Башмет выбрал тему античности. Выступил как альтист и как дирижер вместе со своей дочерью. Пианистка Ксения Башмет - ровесница фестиваля. Выступать с отцом для нее - всегда событие. Несмотря на то, что они вместе дали уже сотни концертов.
«Каждый раз ты чему-то учишься, каждый раз невероятная поддержка и с его стороны, и со стороны оркестра, потому что я - такой сын полка, они любят меня, они стараются и, кроме того, мы так редко видимся, что это еще и способ повидаться и пообщаться», - говорит пианистка Ксения Башмет.
Ксения Башмет исполнила сочинение молодого Бриттена «Юный Аполлон» в сопровождении оркестра «Солисты Москвы». А Юрий Абрамович выбрал Стравинского и его знаменитый балет «Аполлон Мусагет».
Билеты на «Декабрьские вечера» публика раскупает мгновенно – ведь каждый вечер - особая программа. В этом году запланировано 19 концертов, на которых выступят выдающиеся музыканты из 10 стран мира.
Читайте также:
В рамках "Декабрьских вечеров" в ГМИИ им. Пушкина открылась выставка "Вечные темы искусства"
Ирина Антонова в программе "Главная роль"