Захар Брон: "Мастерство должно быть неотъемлемой частью развития таланта"
Участники XVI Международного телевизионного конкурса юных музыкантов «Щелкунчик» вовсю готовятся к финалу – он состоится 7 декабря, трансляция будет вестись в эфире нашего телеканала. А мы поговорили с одним из членов жюри в специальности «Струнные инструменты», музыкантом и педагогом Захаром Броном, и попросили его дать свою оценку услышанному на конкурсе.
– Захар Нухимович, по окончании двух туров, как вы оцениваете уровень конкурсантов?
– Могу сказать, что очень высокий уровень и по набору талантов, и по подготовке юных участников, так что в этом плане была, конечно, нелёгкая работа, но интересная. Ребята, отобранные на третий тур, – они из лучших, но и те, кто не отобраны – не буду называть пофамильно – среди них тоже очень много кандидатов, вполне достойных финала.
– Могли бы вы выделить какие-то общие ошибки конкурсантов?
– Мне кажется, у некоторых выбор репертуара был не совсем оптимальный – это сказалось. У кого-то сказалось недостаточное понимание того, что талант без должного профессионального уровня не может себя достаточно проявить.
– То есть это техника?
– Это не только техника. Слово правильное, но оно означает не только быстроту или что-то ещё. Это умение, умение звуковым путём передать свои чувства. Вот здесь и нужна то, что вы называете техникой. На самом деле, это значительно более широкое понятие. Поэтому когда, например, меня спрашивают: «Вы говорите о музыке или о технике?» – нет такого разделения. В музыке, исполнительстве вообще, и особенно на струнном инструменте. На струнном инструменте просто извлечение элементарного звука требует огромного мастерства, а если говорить о художественности, фразе – ещё больше. И тогда возникают те проблемы ощущения характера, нюансов, стиля, динамики, артикуляции и смысла того, что произносишь. Это цели, к которым надо прийти в мастерстве, чтобы уметь свой талант донести до публики своей игрой. Я всегда сравниваю это с владением родным языком. Может не нравиться дикция или что-то ещё, но если у человека есть мысль, то слова приходят автоматически – в их построении, акцентации, смысловом плане. А если человек говорит как на иностранном языке – вот я говорю на многих иностранных языках, но плохо – то любой сразу слышит, что это неродной язык. И вот это мастерство должно быть неотъемлемой частью развития таланта. Если резюмировать то, что я сейчас сказал: я считаю самым важным раскрытие – конечно, насколько это возможно – конкретной индивидуальности, но только на основе бескомпромиссного профессионализма.
tvkultura.ru
Завершён второй тур конкурса "Щелкунчик"
В "Главной роли" – скрипач, член жюри конкурса "Щелкунчик" Захар Брон