Отреставрированы самые большие в России часы с механическим оркестром

04 декабря 2015 15:38
Они вернулись в экспозицию Эрмитажа. Тайну изготовления этих часов знал только мастер Иоганн Штрассер и его потомки. В середине XIX века часы остановились. И только в XXI столетии петербургские реставраторы вернули к жизни шедевр технической мысли и выставили его на всеобщее обозрение.

Самые большие в России часы с механическим оркестром внутри отреставрированы и вернулись в экспозицию Эрмитажа. Тайну изготовления этих часов знал только мастер Иоганн Штрассер и его потомки. В середине XIX века часы остановились. За их починку не брались даже лучшие специалисты. Но в XXI столетии петербургские реставраторы вернули к жизни шедевр технической мысли и выставили его на всеобщее обозрение.

Часы бывают ручными, карманными, настенными, но есть часы Штрассера, и они как произведение уникальное уже выпадают из любой класификации. Долгое время механический оркестр находился в тени другого эрмитажного шедевра - часов «Павлин». Между тем, у этих творений есть общие черты.

«Можно сказать, что и то, и другое - часы лишь во вторую очередь. "Павлин" - это автомат, игрушка, предмет восхищения. В первую очередь, это музыкальный инструмент, музыкальная машина», - говорит руководитель лаборатории реставрации часов и музыкальных механизмов Государственного Эрмитажа Михаил Гурьев.

В конце XVIII века предприимчивый механик Иоганн Георг Штрассер бросил вызов всему часовому цеху, решив создать нечто для тех лет невообразимое, механический оркестр-часы с двумя встроенными органами.

«Фактически, в этом предмете аккумулировано все, что было самого лучшего в Петербурге: самые лучшие мебельщики, грузовщики, механики, органные мастера», - рассказывает хранитель отдела истории русской культуры Эрмитажа Игорь Сычев.

Строительство оркестра, применительно к храму времени подходит именно это слово, продолжалось 8 лет. Первой заказчицей часов специалисты считают Екатерину Великую. После ее смерти и ранней гибели Павла Петровича выяснилось, что других ценителей, способных покрыть расходы команды Штрассера, в стране нет. Автор оркестра решил вернуть средства с помощью общероссийской лотереи. 60 тысяч билетов продавались по одному рублю.

При Александре Первом часы попали в Зимний дворец, много перемещались по залам, оставались в Ленинграде весь блокадный период. Сложная механика и органы, реагирующие на перепады температур, пришли в негодность.

«На современных органах стоят электродвигатели, - объясняет Михаил Гурьев. – И вопросы решаются довольно просто. Тогда еще электродвигателей не было и в помине. И мы имеем дело с динозавром в области механической музыки. А динозавры, как известно, страдали от многих проблем».
 
Этого момента в Эрмитаже ждали 3 года. Реставраторы вернули Штрассеру голос. Моцарт фантазия фа минор -актуальный шлягер 1791 года.

Изначально для часов Штрассера было записано 13 произведений на деревянных валиках. Детально расшифрована одна композиция, но реставраторы надеются полностью восстановить репертуар механического оркестра.

Запускать Штрассера в Эрмитаже в экскурсионном режиме не будут. Аутентичное звучание XVIII века - скорее, эксклюзивное представление для особых случаев.
 

Новости культуры