На "Винзаводе" и в Доме архитектора проходят выставки скульптур
Как известно, скульптуры меняют среду города, они выстраивают новые перспективы. Это городские ориентиры, и доминанты, это тоже жители. А без них город необжитой, пешеходы выглядят сиротами. На этой неделе скульптуры признанных российских мастеров, академиков Академии художеств, выставили во внутреннем дворе столичного Дома Архитектора с настоятельным напоминанием о том, что скульптурам нужны дома, равно как и домам скульптуры. А в Центре современного искусства «Винзавод» заявили о себе те, кто с академиками идет параллельно, но не рядом, согласно законам творческой конкуренции.
На этой выставке не соблюдается особый температурный режим. То снег, то дождь. И к экспонатам прикоснуться можно. Скульптуры вышли из мастерских на улицу. Свое место нашла цыганка-гадалка, на свободе и Икар – расправил крылья. Здесь 35 работ, а в планах «заселить» скульптурой каждый квадратный метр двора. Выставка постоянная.
«В Москве сильно не хватает таких пространств, активно насыщенных каким-либо искусством – высоким, настоящим, не граффити самодеятельных художников», – комментирует президент Союза московских архитекторов Николай Шумаков.
Церетели, Франгулян, Цигаль – их работы узнаются с первого взгляда. Взять, к примеру, Церетели – группа музыкантов стоит точно в ряд, их музыка беззвучна. В этом московском дворике выставка не случайна – скульпторы решили стать поближе к архитекторам. Вернее – к архитектуре. По их мнению, такой синтез может создать уникальный лик города.
«Очень мало работает архитектура со скульптурой в смысле приложения к какому-то объекту. Она, на самом деле, удивительно обогащает дом, ставит его в другое положение, дом становится узнаваемым», – отмечает скульптор Александр Цигаль.
Ну, а пока именитые скульпторы-академики метят в небо, повыше к зданиям, именитые художники-авангардисты желают просто выйти на улицы города.
Те, кто выставился на Винзаводе, городское пространство видят по-другому. Тоже ратуют за внедрение скульптур в город, но с другой целью – остановить пешехода, вырвать его из спешки. Здесь собраны работы актуальных художников. Работы не объединены общей темой, разве что все они свободны от консервативных взглядов. Так что, прогуливаясь по залу, можно представить обновленную Москву, завоеванную художниками XXI века.
Куратор выставки Анатолий Осмоловский решил собрать тех, кого считает достойным высокого звания «современный художник». В его список попали несколько десятков человек. Эта выставка под названием «Ура! Скульптура» - некий срез российского современного искусства.
«Огромное количество новых материалов сейчас возникло: пластмасса, пластик, полиуретан, которые вполне себе долговечны. И здесь идет разговор о задаче. В этом смысле наша выставка – это показ экспериментов в этой области», - поясняет художник, куратор выставки Анатолий Осмоловский.
Сам Осмоловский тоже в списке достойных. Представил идеальную Фемину – собрал самые выдающиеся части женских тел, по мнению интернет-пользователей. Все предсказуемо – бедра Дженнифер Лопес, грудь Памелы Андерсон, губы Анжелины Джоли.
«Эта работа – сборная из этих самых красивых частей», - говорит Анатолий Осмоловский.
Олег Кулик представил свое видение империи – в виде хрупкого, растворяющегося льва. Говорит, не нужно искать политических аналогий. Это внутренний неудовлетворенный лев. Видит его рядом с Музеоном.
«Конечно же, всем понятно, что в городском пространстве скульптура должна быть консервативной, то есть нравится многим. Но она не должна быть тупо консервативной и бездарной, когда никакая игра не вносится»,- считает художник Олег Кулик.
Так продолжается вечное противостояние академиков с маргиналами. Правда, ставки изменились – борются они уже не за выставочное пространство, а за уличное.
Читайте также:
Дом архитектора представляет выставку скульптур под открытым небом
На "Худсовете". Скульптор Александр Цигаль