Выставку икон в Музее имени Андрея Рублёва посвятили авторским автографам
На всевозможных аукционах самые дорогие полотна в мире – не обязательно самые известные, но непременно с экслибрисом: подпись художника в разы повышает ценность картины. А вот в Древней Руси искусство, как правило, было анонимным. Традиция подписывать иконы появилась только в новое время. В Музее имени Андрея Рублёва открылась выставка, на которой главное внимание уделено даже не самим древним образам, а авторским автографам.
Мало кто на выставках любит читать пояснительные таблички с аннотациями. Но эта выставка исключение – здесь в сопроводительных надписях – вся соль и есть. Авторы экспозиции предлагают взглянуть на иконы не как на сакральные образы или произведения древнерусского искусства, а как на исторические документы, способные много рассказать о времени и людях.
«Есть иконы, скажем, XVIII века, созданные по заказу курских купцов. И какой же курский купец, да и не только курский, не оставит надпись, что эта икона сделана по его заказу. Здесь мы вскрываем такой пласт, который очень важен», - считает директор Музея древнерусского искусства имени Андрея Рублёва Геннадий Попов.
Вот пример. Икона XVIII века из верхнего ряда иконостаса Нижне-Троицкой церкви Курска. О самих иконописцах ни слова, но имена заказчиков сохранены. Надпись на иконе: «Сей образ написан обещанием и коштом курских купцов Мокея и Деониса Григорьевых детей Ковалевых с женами и детьми». Другой пример: «Сие моление бывшей царской комнатной девицы княжны Марии Васильевны Мещерской, а ныне супруге блаженного стольника Василия Петровича Головина…» Такая надпись оставлена на иконе конца XVIII века с изображением Марии Египетской. А вот ещё одна интересная надпись на образе Господа Вседержителя: «Лета 7159 написан сей образ на Москве по обещанию Симеона Алексеева сына Карбышева. А писал государев иконописец Андрей Феодоров сын Тарарин». Кстати, этот сын Тарарин участвовал в росписи Успенского собора Московского Кремля. А Симеон Карбышев был шатерничим царя Михаила Романова. По словам искусствоведов, надписи на иконах появились в XVII веке и связано это было с царским указом Алексея Михайловича. В то время иконопись была регламентирована, что называется, от и до.
«Художники должны были следовать этим указаниям и подписывать свои имена. И если находили, что на иконе какие-то ошибки, отступления от тех указаний церковных соборов, то художники должны были быть наказаны», - поясняет куратор выставки Татьяна Нечаева.
На выставке есть и более древние иконы. Например, XVI века. Подпись автора куда более скромная: «писал сию икону грешный Полиект». О многих авторах, таких как Андрей Рублёв, сведения вообще содержатся только в рукописях и никогда – на иконах. Древние иконописцы считали своё ремесло служением церкви и верили, что их рукой водил сам Бог. Подписываться считалось грехом.