В Москве состоялся концерт в честь легендарного композитора Стива Райха
Классик и первопроходец минимализма в музыке - Стив Райх в октябре отметил свое 80-летие. В честь легендарного композитора по всему миру запланировано более 400 концертов на лучших площадках мира, от Нью-Йорка до Сиднея. Один из них состоялся в Москве – шестеро пианистов исполнили знаменитую пьесу Six Pianos («Шесть пианино»). В России ранее она исполнялась лишь однажды. У нас даже партитура этого сочинения – архивная редкость. И вот – живое исполнение. Рассказывает Лидия Алешина.
Кирпичные стены, сцена в красноватом тумане – пространство манящее, загадочное и аскетичное, пронизанное музыкой Стива Райха.
Six Pianos – эта пьеса Стива Райха в России звучала лишь однажды – на одном из фестивалей в конце 90-х. На подготовку этого концерта ушло несколько месяцев – искали партитуру и подходящую для музыки Райха сцену, где разместились бы сразу шесть роялей.
«Это произведение входит в число его очень узнаваемых вещей. 70-е годы, когда он написал большую часть музыки, которая сегодня хорошо известна», - говорит композитор, пианист Петр Айду.
«Репетитивная музыка – это музыка, состоящая из небольших повторов, которые постоянно смещаются и живут своей жизнью», - поясняет композитор, пианист Павел Карманов.
Пьесу Райх написал в 1973 году. Первый вариант названия был «Фортепианный магазин», в который в один из вечеров заглянул композитор.
«Оно сложно для исполнения, потому что в течение 20 минут ты должен играть механистически ровно, в ровном темпе, ровной динамике», - делится композитор, пианист Антон Буканов.
«Здесь ты должен быть немножко роботом и отключить свою творческую индивидуальность, чтобы влиться в этот общий организм», - объясняет композитор, пианист Кирилл Рихтер.
Шесть солистов, которые взялись исполнить это сочинение, в основном - выпускники Московской консерватории и Российской академии музыки имени Гнесиных. В первом отделении концерта исполняли свою музыку, второе посвятили Стиву Райху. Такой опыт у них впервые, ранее никто из них не участвовал в исполнении сочинения для шести роялей.
«Стив Райх отмечал, что, например, 3-й пианист должен переглянуться глазами с пятым и дать некий знак, что переходим. У каждого пианиста есть свой оппонент», - говорит композитор, пианист Никола Мельников.
«Это не совсем математика, там есть место чувствам, медитации», - считает композитор, пианист Алексей Курбатов.
Стив Райх – одна из ключевых фигур американского минимализма, оказавший влияние на многих композиторов. Среди его музыкальных экспериментов – закольцованные фрагменты, записанные на склеенных кусках магнитной пленки. В середине прошлого века это были новаторские идеи. Что касается самого композитора – то определение «минималист» он не приемлет. Говорит – это клише, которое музыкантам вредит. У Райха, по его словам, нет ни знамени, ни школы – важно одно, чтобы каждое произведение было хорошим.