"Окна в Россию" распахнулись в Москве
«Смотрю в окно и, написав "куда", не ставлю вопросительного знака», - читаем у Иосифа Бродского. «…Как же это быть могло, что всего казалось мало и светло, светло стекало вниз оконное стекло!» - поэма Андрея Николаева в духе обэриутов. Теоретик искусства эпохи Возрождения Леон Баттиста Альберти рассматривал живопись как обозначенное рамой распахнутое окно в другой мир. В общем, поэзии в самом слове «окно» предостаточно. Институт русского реалистического искусства сформировал художественную выставку «Окна в Россию» и провёз её по восьми городам страны. В заключение - Москва.
Окно в деревенском доме, у которого ребенок наблюдает наступление зимы - работа Сергея Тутунова. Иллюминаторы на пограничном корабле, дающие возможность следить за обстановкой, на полотне Андрея Волкова. «Восстановление Ростсельмаша» - картина Александра Дейнеки. Здесь оконная рама становится местом действия, и пейзаж в окне так же важен, как первый план. Окна, веранды или балконы есть на каждой картине, представленной на выставке.
«Мы показываем Россию со всех ракурсов: из окна поезда, самолета, автомобиля. Кстати, наша недавняя выставка так называлась, и это возможность заглянуть в мастерскую художника, в окно из мастерской художника», - комментирует арт-директор Института русского реалистического искусства Надежда Степанова.
Вот «Мастерская на веранде» Виктора Цыплакова - картина так и называется. Фигура в проеме - его жена Галина Петровна. Мастер советской монументальной живописи, писавший Ленина и Горького, Цыплаков в этой картине проявил себя с непривычной стороны. Необычна и «Девочка с цветами» для ее автора Бориса Иогансона, известного представителя соцреализма.
«В рамках этой темы художник раскрылся совершенно иначе - как глубокий и тонкий лирик. Вообще тема этой дачной жизни, которая продолжает тему усадебной жизни, уводит человека от каких-то социальных стереотипов поведения, она его раскрепощает, делает более свободным», - пояснила куратор выставки Ольга Полянская.
Иногда через окна художники показывают жизнь, которая только должна состояться. Как, например, это сделал Лев Шепелёв. Картина под названием «Прихорашивается» передает дух 60-х. Она показывает молодых женщин на строительстве новых домов, окна которых видны в отражении витрины. Вот снова окна новостройки на юго-западе Москвы и гуляющая пара - как символ новой жизни. Даже эта картина Юрия Пименова тоже сообщает о переменах в жизни людей.
«За этим стоит целый мир послевоенных реалий. В квартирах стали появляться телефоны. У Пименова этот сюжет сужен до очень камерного мотива. Мы не видим людей, есть только пространство по нашу и по ту сторону окна - внешний мир и частный, приватный. И мы должны услышать звонок по телефону, услышать чей-то голос. Эта затянувшаяся пауза ожидания разрастается в невероятно интересную историю», - считает куратор выставки Ольга Полянская.
Шестьдесят картин на выставке и гораздо больше историй, которые можно увидеть через окна. На вернисаже среди зрителей нередко встречаются узнаваемые лица. Знаменитости и не только всматриваются в прошлое страны. Нечто новое для себя видят и профессионалы. Директор Третьяковской галереи уже сделала заявление, что благодаря этой выставке ей удалось по-другому оценить многих художников, и теперь экспозиции Третьяковки будут дополнены работами из фондов. Тогда окон, открытых для восприятия, понимания и объяснения прошлого России, станет больше.