О непростой истории Манежа рассказывает выставка "Гений места"
«Судьба любого человека заключается в одном-единственном мгновении - когда человек раз и навсегда узнает, кто он», - строчка из произведения Пётра Вайля «Гений места». У здания Манежа судьба оказалась непростой с самого начала. С момента постройки - в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года - до настоящего времени оно может похвастаться совершенно невероятными историями. О них рассказывает выставка «Гений места». Репортаж Лидии Алешиной.
Здание Манежа было построено в 1817 году. Сначала здесь проводились военные учения, позже - балаганные представления, конные состязания, давали уроки верховой езды, а Лев Николаевич Толстой учился здесь ездить на велосипеде.
Макеты, архивные документы, фотографии - летопись двух столетий. И не только самого Манежа, это история Москвы. Такой масштабной экспозиции еще не было. На ее подготовку ушел год.
«Судя по картам, архивным документам и газетам, которые мы изучили, вся градостроительная политика Москвы того времени строилась вокруг Манежа. Как бы не менялись планы, проекты, Манеж всегда был важнейшей точкой, доминантой», - отметила генеральный директор МВО «Манеж» Ирина Толпина.
Один из разделов выставки посвящен Александру I - именно по его приказу был построен Манеж. Здание возвели в рекордно короткие сроки - за полгода. Вскоре потребовалась реконструкция. Был объявлен конкурс на декоративную отделку Манежа. Фасад должны были украшать аллегорические фигуры и имперская арматура. Но проект так и не был осуществлен.
«В музее Академии художеств хранятся рисунки этой арматуры, по ним ее реконструировали именно так, как она должна выглядеть - белая, красивая, ампирная», - рассказал куратор Семен Михайловский.
«Гараж особого назначения» - это Манеж в годы войны, затем была послевоенная реконструкция. Отдельная глава - история выставок в манеже. Тут есть костюмы с этнографической выставки 1867 года. Через пять лет на Политехнической выставке представили действующую модель «Маслобойного парового завода».
Рядом - работы с нашумевшей выставки 1962 года, которую посетил Хрущев. Как следствие - кампания против формализма и абстракционизма. И потом появился Манеж современный.
«Тот путь, который прошел Манеж в последние годы, ярко демонстрирует, как изменилась эта институция. Что ее характер - это важное лицо этого места», - объяснила директор Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина Марина Лошак.
Это выставка - настоящий научно-исследовательский проект, у которого, как обещают организаторы, обязательно будет продолжение.