Номинанты премии "Инновация" узнают о своих победах под куполом Московского планетария
Буквально через пару часов в Москве начнется церемония вручения Государственной премии в области современного искусства «Инновация». В этом году она присуждается двенадцатый раз. Работы номинантов до 25 июня демонстрируются во флигеле «Руина» Музея архитектуры имени Щусева. Как говорят организаторы, это сложное и сильное пространство, но и для церемонии объявления имен лауреатов выбрали не менее впечатляющее место. Репортаж Юлии Кундрюковой.
Номинанты премии «Инновация» узнают о своих победах под куполом Московского планетария. Это будет очень необычная церемония награждения. Пройдет она в полной темноте, ни одной телекамеры в зале не будет, но наша съемочная группа побывала на репетиции.
Электронная музыка, электронный голос и человек, вручающий главный приз, похож на робота. Торжественная часть – дело рук художницы Елены Китаевой и режиссера Андрея Савельева.
«Церемония вручения премии “Инновация 2017” – это такая антицеремония. Она проходит в космосе, а в космосе не может быть ни благодарственных речей, ни ведущих, ни цветов даже», − рассказывает режиссер-постановщик церемонии Андрей Савельев.
Но самое впечатляющее – это визуальные эффекты. Полулежа, подняв голову вверх, художники, кураторы и музейщики будут ждать – на кого упадет луч света. Это и будет победитель.
А во флигеле «Руина» продолжается выставка номинантов премии. Лирический герой Леонида Тишкова и его персональная Луна продолжают свое путешествие. Их остановка на выставке в Нижнем Новгороде стала заметным культурным событием, после чего Леонид Тишков оказался в номинации «Художник года» премии «Инновация». Главный герой выставки – мальчик Алеша, который отправился на поиски родных с огромной рыбацкой сетью.
«Посредством месяца освещает дорогу, чтобы попасть в мир, нижний мир, где живут его родители и дедушки и бабушки. Луна помогает ему спуститься, и там он находит свою мать, своих родственников», − рассказывает художник Леонид Тишков.
Природу культа и манипуляции сознанием исследуют сразу несколько художников номинации «Новая генерация». Ульяна Подкорытова соорудила своеобразный храм и придумала объект поклонения – женскую косу.
Художник Егор Крафт создал медиамиф: на псевдонаучном языке вымышленная компания объявляет о революционном открытии – новом для человеческого глаза цвете. И в реальности художника весь мир верит нескольким людям, которые способны этот цвет увидеть.
Елена Скрипкина свою синтезированную инсталляцию создала на основе произведения французского композитора Оливье Мессиана. В лагере для военнопленных он написал «Квартет на конец времени».
«Ему разрешили репетировать со своими товарищами это произведение, которое он там написал. И все, что он видел, это звучание птиц, слышал небо и ощущение этой бесконечности, которое я отразила в мелких деталях», − пояснила Елена Скрипкина.
Олег Елисеев и Евгений Куковеров заявлены в номинации «Художник года». На их выставке «Шершавый маршрут» посетители вступали в прямой контакт с экспонатами: с какими-то нужно было бороться, что-то можно было потрогать руками. Такая игра с искусством стала лейтмотивом многих номинантов премии этого года.