Финиширует II Международный фестиваль современной музыки "Магистр игры"
Кто слышит «музыку Вселенной»? Сегодня финиширует II Международный фестиваль современной музыки «Магистр игры». Он посвящен Карлхайнцу Штокхаузену – немецкому композитору, дирижеру, музыковеду и звукорежиссёру, которого специалисты называют абсолютным новатором. Он сочетал электронное звучание с аналоговым, привлекал к исполнению танцоров. Во время фестиваля прозвучало одно из культовых сочинений Карлхайнца Штокхаузена – «Инори», что переводится как «Поклонение». Репортаж Юлии Кундрюковой.
Сам композитор еще при жизни был в России - в 90-м году, но тогда в Консерватории эти музыкальные эксперименты не одобрили, и его музыка прозвучала в ДК МГУ, где был аншлаг. Спустя 27 лет - впервые на этой сцене - звучит беспрерывный музыкально-пластический поток почти на полтора часа.
Участие танцоров-мимов - обязательное условие. Штокхаузен в партитуре прописал каждое их движение. Они - главные действующие лица, раскрывающие зрителю тему «поклонения».
«Наши тела во время исполнения не двигаются. Иногда мы встаем, но большую часть времени мы используем только руки. У нас есть только 13 жестов», - рассказал танцор-мим Алан Луафи.
Эти 13 жестов с немецкой точностью и педантичностью расписаны по секундам. Агнешка Кус, танцор-мим из Польши, 4 года репетировала последовательность этих движений с маэстро.
«Карлхайнц сказал, что я выгляжу слишком серьезно, когда исполняю "Инори". Для меня это было тяжело, потому что очень сложно выучить партитуру, и поэтому я была очень сосредоточена и серьезна. А он считал, что нужно показывать больше радости», - поделилась танцор-мим Агнешка Кус.
Музыкантов на сцене нет. Потоком электронных звуков управляет звукорежиссер. «Музыка настолько широкая, разнообразная, очень свободная и, в то же время, очень структурированная - всё расписано до мелочей», - объяснил звукорежиссер Флориан Цвисслер.
Создать то, что прежде не существовало и чему невозможно дать объяснение - задача, которую ставил перед собой «Магистр игры» Карлхайнц Штокхаузен.