Симфония света и цвета: в Москву привезли туркестанский авангард
Новая выставка "Сокровища Нукуса" – и новое яркое событие. Музей изобразительных искусств имени Пушкина демонстрирует доставленную из Узбекистана коллекцию картин, древней утвари, археологических находок – всего примерно четверть из тысячи экспонатов огромного собрания Государственного музея искусств республики Каракалпакстан имени Игоря Савицкого. То, что соврешил этот художник и коллекционер, неоценимо. Именно благодаря Игорю Савицкому существует такое понятие, как туркестанский авангард. Он спасал работы художников начала двадцатого века, ездил по узбекским кишлакам и российским провинциальным городкам, копался в подвалах и на чердаках. Он создал коллекцию, а потом добился открытия музея и первые годы был в нем единственным сотрудником. Это было 50 лет назад.
Два дня подряд к выставке «туркестанского авангарда» было приковано особое внимание высоких гостей. Во вторник экспозицию «Сокровища Нукуса» в Музее изобразительных искусств имени Пушкина открывали министры культуры России и Узбекистана. А в среду, после переговоров в Кремле, президенты двух стран – Владимир Путин и Шавкат Мирзиёев – насладились прекрасным каракалпакским.
На выставке – две с половиной сотни произведений из коллекции Музея имени Савицкого. Живопись и графика художников, чьё творчество было связаны с Узбекистаном. Это и местные авторы, и представители московской школы живописи. Но если в 30-х годах прошлого века формалисты бежали в глухую провинцию от преследований, то в 20-х художники ездили сюда на пленэр.
«Матисс ездил в Алжир, Гоген – в Полинезию, а русские художники поехали в Среднюю Азию», – пояснила заместитель директора Галереи изобразительного искусства Узбекистана Камола Акилова.
Открытие экспозиции приурочено к визиту президента Узбекистана в Россию. Показать жемчужины уникальной коллекции Музея имени Савицкого в Пушкинском намеревались давно. Но выставку постоянно переносили – и лишь с четвёртой попытки, однако в кратчайшие сроки, проект воплотился в жизнь.
«Это абсолютно уникальная коллекция. Она показывает искусство места – мы говорим о гении места – которое своими удивительными образами спровоцировало новый пластический язык», – подчеркнула директор ГМИИ имени Пушкина Марина Лошак.
Центр экспозиции – картина Евгения Лысенко «Бык», которая стала символом Музея Савицкого и сейчас впервые покинула город Нукус. Игорь Савицкий нашел её и ещё три работы в доме родственников Лысенко – на чердаке. «Быком» закрывали дыру в крыше. О Лысенко, который переехал в Туркестан в конце 20-х, известно очень мало, большая часть работ утеряна, но искусствоведы сравнивают сохранившиеся произведения с картинами Малевича и Кандинского.
«Эта работа, "Бык", оказалась очень созвучной сложному диалогическому полю, которое создал Савицкий в своем музее. Где один культурный пласт просвечивает сквозь другой», – отметила куратор выставки Анна Чудецкая.
Игоря Савицкого не очень удачно величают «Шиндлером советского искусства», но будущий директор музея спасал не только запрещенный авангард – например, картины малоизвестных сейчас Соломона Никритина или Климента Редько, – но и произведения народного творчества. Именно поэтому в его коллекции причудливо сочетаются древний орнамент и символы авангарда, архаика и изобразительный язык строителей новой реальности.
Читать также:
На "Худсовете". Анна Чудецкая. Выставка "Сокровища Нукуса" в ГМИИ имени Пушкина