Сеславинский: "Имя Евтушенко будет навсегда запечатлено на небосклоне русской литературы"

11 апреля 2017 15:06
В Центральном Доме литераторов сегодня прошла гражданская панихида. Столичные власти обсуждают возможность назвать именем Евтушенко одну из улиц и установить памятник – возле Политехнического музея, где поэт выступал в 60-е годы. Эти поэтические вечера на траурной церемонии вспоминали многие, отмечая, что невосполнимую утрату понесла вся мировая культура.

В России проводили в последний путь Евгения Евтушенко. Он скончался 1 апреля на 85-м году в американском городе Талса, где жил и преподавал в Университете. Церемония отпевания состоялась накануне в Переделкине. В Центральном Доме литераторов сегодня прошла гражданская панихида. Столичные власти обсуждают возможность назвать именем Евтушенко одну из улиц и установить памятник возле Политехнического музея, где поэт выступал в 60-е годы. Эти поэтические вечера на траурной церемонии вспоминали многие, отмечая, что невосполнимую утрату понесла вся мировая культура.

С самого утра в Центральный Дом литераторов почитатели творчества Евтушенко шли, казалось, нескончаемым потоком. Всех не мог вместить зал. С цветами и книгами люди стояли у входа, на лестнице, в фойе, ожидая возможности прикоснуться, попрощаться с ушедшей эпохой.

«Я думаю, что огромная заслуга Евтушенко, помимо литературы, в том, что он давал урок гражданственности», - отметила президент Русского общественного фонда А. Солженицына Наталия Солженицына.

«Его смерть, действительно, знаменует собой конец послесталинской литературной эпохи в нашей стране. Он был голосом нашего времени», - считает критик, литературовед, заслуженный деятель искусств РФ Евгений Сидоров.

«Для нового поколения Евтушенко – это ещё и открытие. Я помню себя школьником, ещё мальчишкой, когда узнал о правдах войны не из печати или телевидения, а из страшной, потрясающей, рвущей душу поэмы "Бабий Яр"», - вспоминает председатель Российского книжного союза РФ Сергей Степашин.

Поэма «Бабий Яр» была переведена на 72 языка. На Западе говорили: «Евтушенко положил к ногам планету».

«Если применить к нему критерий Пушкина, который в "Памятнике" высказан, что "чувство доброе я лирой пробуждал", он пробуждал доброе чувство, несомненно. "Что в мой жестокий век восславил я свободу". Конечно! "И милость к павшим", он тоже "призывал", т.е. все эти три критерия он исполнил», - делится писатель, литературовед Игорь Волгин.

Его любили миллионы читателей, ему завидовали сотни писателей. Многие старались брать с него пример. А Евгений Александрович всегда протягивал руку помощи братьям по перу.

«Любил поэзию не только в себе, но и в других. Он, как никто, охотно хвалил нравившиеся ему стихи», - рассказывает поэт Олег Хлебников.

Само знакомство с Евгением Евтушенко называют крайне ценным нравственным капиталом. «Я очень давно знаком не только с творчеством, но и с самим Евгением Александровичем. Этот человек оказал огромное влияние на формирование моего поколения. Именно через него мы приходили к каким-то ценностям или какие-то ценности отрицали», - отмечает народный артист России Валерий Баринов.

О нём говорят – «хранитель русской поэзии», автор, чьи строки обречены на бессмертие. Сам Евгений Евтушенко свои стихи называл исповедями. Он всегда очень точно чувствовал время. Он его олицетворял. Порой, опережая и предвосхищая.

«Имя Евгения Евтушенко будет навсегда запечатлено на небосклоне русской литературы, многие поколения читателей будут обращаться к его стихам, его лирике. В его лирике можно найти все – и гражданскую лирику "Хотят ли русские войны", и очень интимную, очень личную лирику, которая поможет тебе в трудную минуту, и за это ему отдельное спасибо», - сказал руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Михаил Сеславинский.

Парадоксальный, неоднозначный и бесконечно любящий жизнь. Последние 25 лет Евтушенко жил в США, где преподавал русскую поэзию. В Россию приезжал часто. Кроме стихов, писал сценарии для фильмов, сам снял три картины и даже сыграл Циолковского. Составил огромную антологию русской поэзии XX века. Творить продолжал, даже находясь в больнице. Когда уже не мог писать, наговаривал на диктофон. До последнего был деятельным, следуя собственному манифесту, сам Евгений Евтушенко всегда был «больше, чем поэт». 

Новости культуры