Уникальные иконы представлены в Музее Рублева

13 апреля 2017 11:20
Речь идет об иконах XVI - XVII веков из Подмосковного села Семёновского представлены в новой экспозиции Музея Андрея Рублёва. Более 50-ти лет назад реставраторы вывезли их из церкви Богоявления – памятника деревянного зодчества, который был полностью разрушен. Вместе с образами удалось спасти фрагменты убранства храма и его алтарь.

Уникальные иконы XVI- XVII веков из Подмосковного села Семёновского представлены в новой экспозиции Музея Андрея Рублёва. Более 50-ти лет назад реставраторы вывезли их из церкви Богоявления – памятника деревянного зодчества, который был полностью разрушен. Вместе с образами удалось спасти фрагменты убранства храма и его алтарь. Какую работу проделали московские специалисты и как теперь выглядят шедевры древнерусской иконописи – в репортаже Марии Трофимовой. 

Основа выставки - иконы из деревянной Богоявленской церкви села Семеновского. Экспедиция Музея имени Андрея Рублева в 1966-м вывезла иконы из почти разрушенной церкви. С тех пор они хранятся в запасниках музея. Их реставрация длилась до начала 2000-х. И в таком, полном объеме, иконы из села Семеновского представлены впервые.

После Смутного времени иконопись переживала тяжелый период. Мастеров было мало. Художественная преемственность прервалась. Лишь во второй четверти XVII века иконопись возродилась. Появились новые стилистические приемы, которые выработались во время совместных работ московских и провинциальных художников на крупных заказах в Москве.

«Очень плодотворное время, когда много что пишется, сочетаются манеры письма, и здесь у нас представлены памятники, которые объединены происхождением, они происходят из Подмосковья, но это не значит, что это подмосковная культура, это такой микс, где главную партию играет искусство Москвы», - рассказала ведущий научный сотрудник Музея имени Андрея Рублева Наталья Комашко.

Среди того, что удалось вывезти из Богоявленской церкви и сохранить, - деисусный чин иконостаса с редким образом Святой Троицы в иконографии «Сопрестолие». На выставке представлена и самая ранняя из икон, конца XVI века - дверь жертвенника, на которой изображен подробный сюжет о спасении души. Здесь же - редкие иллюстрации духовных стихов, когда-то популярных среди монахов.

Этой выставкой музей открывает один из проектов, посвященный иконописным центрам России.

«Это связано еще и с программой представления в Москве иконных коллекций из региональных музеев, которые по своему географическому месту аккумулируют в основном иконы географических местных центров иконописи», - объяснил директор Музея имени Андрея Рублева Михаил Миндлин.

Не только иконы из села Семеновского, но и из Дмитрова. Эти образы объединяет не только время создания, но и происхождение - из северной части Подмосковья, на духовную жизнь которого оказывал влияние расположенный рядом Троице-Сергиев монастырь.

Новости культуры