Царские врата храма Петра и Павла на Волге впервые отреставрируют

19 апреля 2017 10:08
Уникальный памятник XVII века – резные деревянные Царские врата храма Петра и Павла на Волге – впервые за трёхвековую историю отправлен на реставрацию. Шедевр приволжских мастеров чудом удалось спасти в 1937 году. Совсем скоро Царские врата предстанут в первозданном виде.

Уникальный памятник XVII века – резные деревянные Царские врата храма Петра и Павла на Волге – впервые за трёхвековую историю отправлены на реставрацию. Шедевр приволжских мастеров чудом удалось спасти в 1937 году. Когда храм был полностью разрушен, иконостас, по счастливому стечению обстоятельств, решили отправить в музей. Пополнив коллекцию Ярославского музея-заповедника, памятник продолжал разрушаться. И только в этом году была предпринята попытка его восстановления. Совсем скоро Царские врата предстанут в первозданном виде.

Царские врата - великолепный образец деревянной резьбы мастеров Поволжья XVII века. Попав в музейную коллекцию, врата стали ее настоящей жемчужиной. Но трехвековой экспонат уже давно ждал рук мастера-реставратора.

"Тут есть утрады, потертости. Кроме того, когда их монтировали произошла деформация", - объясняет научный сотрудник Отдела истории края Ярославского музея-заповедника Лариса Полушкина.

Козырек-навершие, выполненный из цельного куска, дал трещину по всей длине. Теперь одна из главных задач - соединить половины. Реставратор по дереву Игорь Ананьев сравнивает свою профессию с работой археолога: никогда не знаешь, какие сюрпризы преподнесет тебе та или иная находка.

"Рука поддерживала козырек, но при демонтаже обломились большие пальцы, я с таким сталкиваюсь впервые", - заметил Игорь Ананьев.

Реставратор обнаруживает все новые и новые утраты. Вред, что не нанес древесный жучок, нанесли горе-мастера в более поздний периода: тут и там видны многочисленные отверстия от гвоздей всех форм и размеров. 

Для каждого "пациента" у Игоря Ананьева свой набор инструментов, профессиональных и бытовых. Некоторые из них сделаны собственноручно.

"Немецкая бритва, скорее всего, трофейная, куплена на базаре. Она была сточенная, но сталь очень качественная, поэтому из нее можно делать инструменты", - рассказывает реставратор. 

Возвращение к жизни трехвекового произведения искусства - процесс, мягко говоря, небыстрый. По подсчетам Игоря Ананьева, его работа над вратами займет еще не менее полугода. Затем экспонат передадут в руки художников-реставраторов.

Новости культуры