В Музее имени Андрея Рублева представлены изразцы XVI-XVIII веков
«Сад ценинного искусства» разбили в Музее имени Рублёва. Так на Руси в XVI-XVIII веках называли технику отлива изразцов. Русская майолика во всей её нарядности - изразцы фасадные и печные, декоративные картуши, батальные сцены и натюрморты - на выставке показывают не только экспонаты из фондов музея, но и недавние поступления из частных коллекций. Репортаж Юлии Хван.
Светлана Баранова, одна из кураторов выставки, изучает русское изразцовое искусство 40 лет. Говорит, в нынешней экспозиции представлены практически все виды интерьерной и фасадной керамики. Недавно коллекция музея Андрея Рублева пополнилась уникальными экспонатами из частных коллекций. Другие раритеты находили во время раскопок или даже просто на улице.
«Это Ярославль, лет 15 назад. Город, который славен своими изразцовыми декорами. Мы идем по улице с моей коллегой. В Художественном музее уже очень темно, и под светом фонаря я вижу вот такой вот кусочек. Белеющий, зеленеющий. Я его вытаскиваю и обнаруживаю изразец XVIII века, точнее его фрагмент. Он полностью утрачен. Но сохранилось самое главное - надпись, на которой мы читаем "Сие мне на пользу"»,- рассказала хранитель фонда изразцов Музея-заповедника им. Андрея Рублева Светлана Баранова.
Изразцы найдены в Ярославле и Великом Устюге. Такими облицовывали печи. Когда-то богатые купцы буквально соперничали между собой в искусстве изразцового декора.
«Изразцы были дорогим предметом декора. И каждый изразец он по-своему уникален, мог иметь свою индивидуальную окраску. Эту роскошь могли позволить себе только богатые люди», - объяснила сотрудник отдела археологии Музея-заповедника им. А ндрея Рублева Анастасия Горшкова.
Изразцовые печи в домах знати появились лишь в начале XVII века, а в Европе - на три столетия раньше. При Петре I русские гончары начали делать изразцы по европейскому шаблону.
«Купечество очень любило изразцы. В силу разноцветности, в силу такой интересной орнаментики. Там же и птицы, и гирлянды из фруктов и цветов, которые повешены на лентах. Орнаментика показывает райский сад. Это все очень активно использовалось - изображения херувимов, потом - русский герб. Далее пошли двуглавые орлы», - объяснила сотрудник Музея-заповедника им. Андрея Рублева Наталья Комашко.
Здесь же - примеры восточной керамики. Этот изразец конца XVII века отреставрирован с помощью уникальной технологии, и только благодаря этому удалось воспроизвести почти утраченное изображение.