В Самарканде завершился фестиваль "Мелодии Востока"

31 августа 2017 11:10
11-й фестиваль «Мелодии Востока» собрал в городе, история которого насчитывает три десятка веков, исполнителей со всего мира. Они спешат поделиться со слушателями подлинным богатством своих народов - культурой.

В Самарканде завершается праздник этнической музыки. 11-й фестиваль «Мелодии Востока» собрал в городе, история которого насчитывает три десятка веков, исполнителей со всего мира. Они спешат поделиться со слушателями подлинным богатством своих народов - культурой. Подробности у Яны Мирой.

В Самаркандском областном русском театре драмы к новому сезону готовят детский спектакль «Кошкин дом». Еще в афише - Ибсен, Чехов, «Коляда», авторы из азиатских стран.

«Стараемся использовать разные языки, чтобы театр не остановился. Весной была премьера "Эй, кто-нибудь" - одноактной пьесы для молодежи. Это постмодерн», - объяснил главный режиссер Самаркандского областного русского театра драмы Ахмад Ниязов.

В театре уверяют - зритель культурной столицы Узбекистана готов к режиссерским экспериментам. А вот гости Самарканда хотят видеть традиционную восточную экзотику. Базар - культовое место. Умелый покупатель может сбросить цену почти вдвое. Специи, сладости, национальная одежда. Популярный сувенир - народные музыкальные инструменты.

Этот инструмент называется «тор», что означает - струна. Такой или очень похожий есть во всех странах Великого шелкового пути.

История этого инструмента насчитывает более двух тысяч лет, его устройство полно сакрального смысла. В изготовлении используют пленку, обволакивающую сердце коровы. Дело в том, что в Средней Азии верят - музыку рождают не пальцы исполнителя, не сам инструмент - она исходит из сердца. И такой материал помогает артисту.

Участники фестиваля тоже часто говорят о метафизических категориях. Уверяют - в традиционной музыке душевность важнее виртуозности. Артисты из разных стран рассказывают схожую историю. С середины прошлого столетия культуру охватила глобализация. А вот в XXI веке люди стали интересоваться своими корнями. Особенно, молодежь.

«У нас в Кыргызстане за последние 10 лет наблюдается заметный рост фольклорной музыки. Каждый второй человек старается играть на комузе, своих детей учить играть на киргизских национальных инструментах», - рассказала комузистка и вокалистка ансамбля «Мураз» Айсана Оморова.

Сохранение традиций - не единственная задача фестиваля. Эксперты в области культуры говорят - для глобального сообщества - это важный прецедент.

«Нужно понять, что есть у мира сегодняшнего, в котором люди придерживаются разных религиозных и ценностных убеждений. Этот фестиваль музыкальный - не эфемерная вещь. Потому что, когда люди приезжают, они видят, как на практике, как в жизни пересекаются очень многие культуры», - отметил Михаил Швыдкой.

Фестиваль - это еще и конкурс. Перед международным жюри - сложнейшая задача. Ведь на Регистане звучит очень разная музыка.

«Конечно, на этом конкурсе просто невозможно сказать, что этот исполнитель лучше, а этот хуже. Важный момент - здесь артист представляет не сам себя. Он - посол определенной музыкальной культуры. Мы оцениваем, насколько он в контакте с этой традицией», - подчеркнул композитор, член жюри Франки Сурьядарма.

Шарк Тароналяры проходит раз в два года. Участники говорят - за неделю влюбились в этот город и в атмосферу фестиваля. И хотели бы снова оказаться на Самаркандской биеннале традиционного искусства, хотя бы как зрители.

Новости культуры