Фотовыставка "Модель художника в объективе фотоаппарата" открыта в Третьяковке

29 марта 2017 10:15
Фотография Серебряного века. Эпоха, когда высокое искусство и образ жизни переплетались в неразделимое целое, запечатлена и в полотнах художников, и на монохромных снимках. На выставке - уникальные фотопортреты тех, кого мы знаем по картинам.

Фотография Серебряного века. Эпоха, когда высокое искусство и образ жизни переплетались в неразделимое целое, запечатлена и в полотнах художников, и на монохромных снимках. На выставке в Третьяковской галерее - уникальные фотопортреты тех, кого мы знаем по картинам. Репортаж Станислава Дорэ.

Третьяковская галерея во второй раз принимает участие в биеннале «Мода и стиль в фотографии» и по такому случаю достала из запасников 45 оригинальных снимков, часть которых публика ещё не видела. Впрочем, небольшие фотографии в скромных витринах несколько теряются на фоне знаменитых и масштабных полотен, и только внимательный и дотошный любитель искусства их не пропустит. Найти и увидеть все снимки – это что-то вроде квеста - фотографии распределены по нескольким залам, где представлены работы знаменитых художников, для которых фотография играла важную роль.

«Это такая выставка, которая называется фокус. Они раскрывают дополнительные аспекты постоянной экспозиции и привлекают людей, которые живут в Москве и давно не были в Третьяковке. У них появляется повод сюда прийти. И не на выставку, а в постоянную экспозицию, и узнать что то новое», - объясняет заместитель генерального директора Третьяковской галереи по научной работе Татьяна Карпова.

Один из самых известных живописцев фотолюбителей - Виктор Борисов-Мусатов. Несколько созданных им снимков представлены в зале с его полотнами. На фотографиях, которые можно увидеть на выставке, - и главная героиня большого количества его картин, младшая сестра Елена, которая позировала брату до конца его жизни. Правда, пользоваться фотографией в качестве эскиза он не очень любил, предпочитал писать с натуры, не жалея сестру Елену, которая, например, после нескольких часов позирования для картины «Водоём» заболела.

«У нас есть очень интересная фотография "Маскарады в Черемшанах", когда художник поехал на лето писать картины. Туда приехала его сестра, его жена, он с них писал, и в какой-то момент к ним приехали друзья, и они устроили маскарад в женских костюмах. Была сделана фотография, раскрашенная акварелью самим автором. На ней Владимиир Константинович сидит в женском платье, прикрыв усы и бороду веером», - отмечает куратор выставки Елена Теркель.  

Среди самых интересных снимков в экспозиции - фотография сына Михаила Нестерова Алексея. Здесь он предстаёт в точно таком же образе, что и на знаменитой картине «Душа народа», представлен и снимок, на котором зафиксирован процесс написания портрета Исаака Левитана Валентином Серовым. Большинство русских живописцев, пусть и не всегда принимали фотографию за искусство, но всё же часто к ней обращались. Впрочем, один русский художник, можно сказать, вышел из фотографии – это Иван Крамской, начинавший ретушёром и которого даже называли «богом ретуши».
 

Новости культуры