Коллекции русского авангарда из региональных музеев выставлены в Москве
«До востребования. Коллекции русского авангарда из региональных музеев». Вторую часть выставочного проекта с таким названием представляет Еврейский музей и Центр толерантности. Первая экспозиция, выставленная там же год назад, стала хитом. Что ждёт публику на этот раз? Репортаж Станислава Дорэ.
Вторую часть этого уникального и масштабного проекта любители отечественного искусства XX века ждали. В новой экспозиции - более сотни работ из музейных собраний 17 городов. Только лучшее и интересное – публику ждёт много открытий.
На прошлогодней выставке показали работы первых 17 лет XX века, когда как раз и случилась революция в изобразительном искусстве, и всё было открыто и придумано, хоть и не воспринималось ещё всерьёз, считалось маргинальным. Новая экспозиция включает работы, созданные уже после Октябрьской революции вплоть до тридцатых годов. Как известно, первое время авангард вполне устраивал советскую власть и использовался как средство пропаганды, многие авторы даже занимали государственные посты, однако очень скоро художники-новаторы превратились в изгоев-формалистов. Многие переформатировались, например Юрий Пименов. Однако примеры его ранних поисков сохранились.
Из первой части проекта во вторую перекочевало всего 15 авторов, среди них - Кандинский, Лентулов, Машков и Попова. Остальные семь с лишним десятков – это последователи и ученики отцов авангарда. Алиса Порет и Татьяна Глебова - яркие представители школы Павла Филонова. В экспозиции очень необычная их совместная работа – «Дом в разрезе», не менее занимательна и судьба самой картины.
«Эта картина была разрезана на части и была найдена у наследников Глебовой в виде отдельных кусков. Ярославский музей купил эти куски, отреставрировал, но, правда, некоторые куски отсутствуют», - рассказал куратор выставки Андрей Сарабьянов.
Одна из задач этой выставки - показать, что художники этого периода экспериментировали и работали практически во всех жанрах, что и их зарубежные коллеги, несмотря на то, что кислород для вольнодумцев властями перекрывался стремительно. Такая нагнетающая обстановка отразилась и в архитектуре выставки.
«У нас другой период времени. Мы убрали ковры. Существует уже послереволюционное общественное пространство с черными стенами и подсвеченной каждой работой», - отмечает главный куратор Еврейского музея и Центра толерантности Мария Насимова.
Такая подсветка - как намёк на допрос инакомыслящих. К слову, судьба многих авторов действительно печальна, например, некоторых из витебских учеников Малевича. Их работам повезло чуть больше – они сохранились чудом. Впрочем, так можно сказать про большинство экспонатов этой выставки из собраний региональных музеев.
Читайте также: