Борис Эйфман представил "Русского Гамлета" на сцене Александринки
На сцене Александринского театра премьера - новая версия балета «Русский Гамлет». Спектакль возвращается в репертуар Санкт-Петербургского академического театра балета в год его сорокалетия. В юбилейном сезоне Борис Эйфман продолжает практику возрождения своих знаменитых спектаклей, появившихся в 90-е, покоривших мир и сошедших со сцены в новом веке. Для мастера они уже покрыты патиной архаики. И потому нынешняя их редакция – это не реставрация, а самостоятельная постановка, адекватная изменившемуся времени.
Борис Эйфман создал новую версию своего балета "Русский Гамлет"
Павла Первого современники называли «Русским Гамлетом». И, действительно, между ними очень много общего. Как и в трагедии Шекспира, отец Павла, Петр Третий, умирает при загадочных обстоятельствах. Но при дворе ходят слухи, что за смертью молодого монарха стоит фаворит императрицы – Алексей Орлов.
После этих событий Павел Петрович закрылся от всех в своем замке. Поставил пушки и приказал выкопать рвы. Но эта история не о мрачном, полусумасшедшем императоре. Балет Бориса Эйфмана о том, отчего этот светлый мальчик, молодой цесаревич, который растет прямо на наших глазах, стал самым странным царем в российской истории.
«По сравнению с историей Гамлета - история "Русского Гамлета" - трагичнее и страшнее, потому что Гамлет был любим матерью. А Павел прождал 34 года трона и гибели. В любой момент он мог погибнуть от интриг двора и от матери, которая его не любила», - отмечает художественный руководитель Театра балета Бориса Эйфмана Борис Эйфман.
Именно взаимоотношения Павла и Екатерины - в центре сюжета. Борис Эйфман не задается вопросом: быть или не быть? Он словно спрашивает зрителей: любила ли мать своего сына? И каким бы он стал, если бы любила?
Впервые Борис Эйфман поставил «Русского Гамлета» в 1999 году на музыку Бетховена и Малера. Именно под «Лунную сонату», под этот гимн неразделенной любви, молодой Павел Петрович отрывается от матери. Вернее, она сама рвет с ним все связи.
«Для меня этот спектакль очень дорог, потому что мы нашли ту точку опоры в поисках психологического балетного спектакля, который открывает не только новые возможности балетного искусства, но и внутренний мир наших героев», - говорит Борис Эйфман.
В этой версии постановки хореография переработана на девяносто пять процентов. Заново сшиты костюмы и сделаны декорации. Борис Эйфман подчеркивает - это не новая редакция старого балета, а абсолютно самостоятельный спектакль.
В этом году Театр балета Бориса Эйфмана отмечает сорокалетие. Новая постановка приурочена именно к этому событию. Следующий раз балет покажут третьего июля. После чего «Русский Гамлет» отправится в Москву. Ведь Петербург он уже покорил.