Поэт геометрии. В юбилейный год Василия Баженова выставлены его модели и чертежи
«Поэт геометрии» – так называют Василия Баженова. «Нежная готика» - так определял свой стиль он сам. Но готика эта пропущена сквозь классицизм. А результат – архитектурные фантазии, где оба стиля предстают как собственные метафоры, обобщенные образы. К 280-летию со дня рождения великого зодчего Музей архитектуры подготовил масштабную экспозицию под названием «Готика Просвещения». Почти полторы сотни работ мастера – проекты, модели, чертежи – все этапы создания шедевра – от творческого замысла до воплощения. И почётнейшее сопровождение – листы Матвея Казакова, Джакомо Кваренги, Джованни Баттиста Пиранези и даже Рембрандта. Репортаж Анны Галинской.
Василий Баженов представляется неким мифическим гением – один из самых известных русских архитекторов, а сохранившихся работ почти не осталось – в Москве лишь несколько построек, да и то, документально подтвержден лишь Царицынский дворец. Его проекту на выставке уделено особое внимание – масштабный план 1776 года показывает, как могла бы выглядеть усадьба. Мосты сохранились до сих пор, некоторые павильоны тоже, как и оперный дом, а вот дворцов – Екатерининского и Павловского –нет уже несколько веков. Они были почти идентичны, что очень не понравилось императрице. Дворцы было приказано снести.
Царицынская панорама экспонируется очень редко, а вот грандиозный макет Кремля в Музее Щусева представлен постоянно. Макет настолько объемен, что разделен на части… «Половина практики», как говорил о нем Баженов – то есть – половина нового здания. По его задумке, должен был получиться крупнейший в Европе дворцовый комплекс в стиле неоклассицизма. Вместо кремлевских стен – огромный четырехэтажный дворец, во внутреннем дворе которого – самое сокровенное - соборы.
У Баженова было много идей и много – нереализованных. Виртуозные графические листы, представленные на выставке, проекты сеней митрополитов, похороненных в Успенском соборе Московского Кремля. Множество разделов выставки показывают архитектора с разных сторон –можно увидеть набросок семейного портрета. А рядом - сам портрет неизвестного автора.
Кубок с масонской символикой, печать, блюдо и черепица – Баженов, известный представитель вольных каменщиков, решил покрыть ею все постройки в Царицине. Представленная меланхолическая инсталляция оттуда привезена – из этих артефактов и построена усадьба. Василия Баженова называют первым архитектором-концептуалистом, чей замысел важнее реализации. Его нереализованные идеи - это так называемая бумажная архитектура.