В Третьяковской галерее разгадали тайны Донской иконы Божией Матери

23 октября 2017 20:01
Вокруг этих памятников на протяжении двух столетий складывались самые различные теории и гипотезы. Сегодняшний уровень технологических исследований, искусствоведческого анализа позволяет представить максимально объективную картину и заставляет по-новому взглянуть на многие из этих икон, отказаться от мифов и легенд, которые связывали с памятником.

Некоторые тайны Донской иконы Божией Матери разгадали сотрудники Третьяковской галереи. Сегодня в музее прошла презентация книги «Богоматерь Донская» из серии «История одного шедевра».

«Вокруг этих памятников на протяжении двух столетий складывались самые различные теории и гипотезы. Сегодняшний уровень технологических исследований, искусствоведческого анализа позволяет представить максимально объективную картину и заставляет по-новому взглянуть на многие из этих икон, отказаться от мифов и легенд, которые связывали с памятником», – объяснила генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова. 

Донская икона Божией Матери – одна из самых древних в собрании Третьяковки. Искусствоведы датируют ее концом XIV века. Именно эта икона, по преданию, была у Дмитрия Донского во время Куликовской битвы. На обороте – Успение Божией Матери.

Много лет исследователи спорили о времени создания этой иконы. И вот сейчас доказано – и лицевая, и оборотная стороны написаны в одно время. Другой вопрос – кем? Обе стороны иконы сильно отличаются по стилю и технике. Многие искусствоведы тем не менее полагали, что автор у них один − прославленный иконописец Феофан Грек, который менял свои художественные приемы и писал по-разному. Но эта гипотеза не нашла подтверждения. 

«Доказано теперь, что это разные мастера. Там разный набор пигментов, разный рисунок, разные приемы. Вопрос не столько в творческой манере, а здесь именно на уровне техники – это все устроено по-разному. И так меняться даже очень большой мастер не стал бы, не потому что он не мог, а потому что в таком изменении не было смысла», − рассказал старший научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи Левон Нерсесян. 

Новости культуры