Выставка к 200-летию со дня рождения Павла Федотова развернута в Русском музее

23 октября 2015 15:14
Экспозиция подготовлена при участии банка ВТБ. В ней представлено практически всё живописное наследие мастера - 40 работ, 100 графических произведений, а также рукописи художника, которого называли «Гоголем в красках».

В Петербурге, в Русском музее, начала работу выставка, посвященная 200-летию со дня рождения живописца Павла Федотова. Экспозиция подготовлена при участии банка ВТБ. В ней представлено практически всё живописное наследие мастера - 40 работ, 100 графических произведений, а также рукописи художника, которого называли «Гоголем в красках».

«А извольте посмотреть, Как наша невеста, Не найдет сдуру места, Мужчина чужой!, Ой срам то какой! И вот, извольте посмотреть, Как наша пташка собирается улететь, А умная мать, За платье ее хвать». Павел Федотов часто писал к своим картинам разъясняющие стихи вдоль текста, так напоминающие пушкинские головки, но два гения здесь, словно меняются местами. Если в случае с Александром Сергеевичем доминирует текст, то Федотова больше интересует изображение. Гениальный рисовальщик вышел из военной среды, за 10 лет дослужился до штабс-капитана в гвардейском Финляндском полку и, возможно, закончил бы карьеру с обеспеченной невестой и хорошей пенсией, если бы художественное на определенном этапе не перевесило бы все другие перспективы. Профессиональным живописцем он был всего 8 лет, невероятный успех пришел в 1849 году с выставками, на которых были показаны полотна, сразу ставшие знаменитыми, - «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста» и «Сватовство майора». Но уже через 3 года Федотов пишет свое последнее произведение «Анкор, еще анкор», которое знаменует новую ступень развития мастера и, одновременно, его гибель.

В начале художественной карьеры Федотов называл себя русским Хогартом и в области рисунка стремился превзойти английского мастера. По точности передачи эмоций, иронии и жанровому разнообразию русский Хогарт точно не уступал заморскому. Позднего Федотова считают отцом русского критического реализма, но любой ярлык или титул для гения относителен, единственный известный пейзаж мастера по колориту может быть отнесен уже к началу XX века.

«Представьте себе, Брюллов и другие художники - это всегда цвет, здесь - монохром, синее и черное, то есть ему не так нужен был разноцвет для того, чтобы что-то выразить, и к этому он стремился в последние годы своего творческого пути. Это было аюсолютно новым для середины XIX века», - рассказывает заместитель директора Русского музея по научной работе Евгения Петрова.

Юбилейную выставку можно было бы назвать «Весь Федотов», если бы не небольшой украинский пробел. Киевский музей отказался предоставить знаменитое полотно «Игроки», отсутствие которого компенсировалось подготовительными этюдами к картине. Хрестоматийная «Вдовушка», наоборот, показана во всех вариантах.

«Мы сочли возможным показать все пять вариантов: из Ивановского музея, два из Русского музея, две вещи из Третьяковской галереи», - отмечает заведующий отделом живописи XVIII - первой половины XIX веков Русского музея Григорий Голдовский.

В раннем уходе Федотова, 37 лет, не обязательно искать общественные подтексты. На последнем полотне офицер механически подгоняет изрядно уставшую прыгать собаку. Тупая повторяемость ситуаций. Народным художником, задолго до появления этого звания, мастера сделали талант и удивительное сочувствие ко всем его героям.

 

Новости культуры