Музыканту полезно слушать себя в записи (Вести FM)
На телеканале "Культура" стартовал новый проект, посвященный молодым талантам под руководством Юрия Башмета "Оркестр будущего". Григорий Заславский беседует с ведущими.
– В студии Григорий Заславский. На этой неделе на телеканале "Культура" стартовал проект "Оркестр будущего". И в студии "Вести ФМ" мы беседуем об этом с двумя ведущими этого проекта – Иваном Шатковским и Антоном Кукушкиным.
– Расскажите, как вообще это все… А вы видели, передачи-то смотрите, как вы в кадре смотритесь, выглядите?
– Был, был эфир, смотрели, с сыном младшим. Ему понравилось, а я увидел, конечно, над чем надо работать.
– А я, честно говоря, посмотрел буквально несколько минут, потому что должен сказать, что это такой специфический для меня лично опыт – смотреть на себя через телеэкран. Наверное, это можно сравнить с тем, как если твой голос в записи, какие-то специфические очень впечатления.
– Поскольку вы музыкант, извините, а вот интересно, вот с ощущением того, как ты слышишь свой голос в записи, а с этим знаком любой человек, который когда-либо впервые начинал это делать. Потом ты свыкаешься и даже с любовью уже относишься к своему голосу, начинаешь его любить. А вот когда ты слушаешь, как ты играешь, это те же самые ощущения, тоже есть какое-то отвращение? Вообще можно ли узнать себя? Идет оркестр, а сейчас-сейчас, вот эта вот скрипочка – это я, вот слышите, вот это потрясающе? Это я.
– Да, вы знаете, наверное, у всех это очень по-разному. Хотя я должен сказать, что, конечно, что-то схожее очень есть. Я впервые какие-то свои стал записывать там выступления, какие-то экзамены на этапе училища, консерватории. И я должен сказать, что первый раз когда я это услышал, это для меня было просто настоящим потрясением. Потому что я, конечно, не думал, что дела настолько плохи. Вот. Но на самом деле правда состоит в том, что когда ты слушаешь себя на записи, ты гораздо лучше слышишь все свои какие-то недостатки, нечеткости. Ну и, наверное, как профессионал ты стараешься на этом сконцентрироваться. И, конечно, это так тяжело. И действительно, с течением времени, с каким-то опытом, если делать это часто, во-первых, это может быть очень полезным, потому что можно вычищать какие-то вещи, которые не слышны тебе, когда ты находишься в некотором таком, в некоторой эйфории, что ли, на сцене, потому что всегда особые чувства. Я думаю, что вам это знакомо.
– Я не знаю, вот я сейчас слушаю Ванин голос – мне нравится. Не знаю, почему у тебя такие ощущения, Ваня.
– Скажите, а как… Вот с ведущими как бывает? Есть ведущие, которые являются сами, фактически проходят весь путь от начала и до конца. Есть ведущие, которые как ведущие, которые присоединяются к этому уже в момент телевизионного проекта. Вы имели возможность следить за всеми этапами всей этой истории, или же вы уже наблюдаете за всем происходящим, что называется? Как в свое время была такая радиостанция ВВС, и там была, когда в антисоветские годы мы это слушали, там было "Глядя из Лондона".
– Да-да-да.
– Сейчас, естественно, уже ничего этого нет наверняка. А вот вы, глядя из Москвы, из центра, смотрите на все на это?
– Нет-нет.
– Да-да, Ваня. Я просто хотел сказать, что мы…
– Иван, дайте слово Антону.
– Конечно. Простите, ради бога.
– Конечно. Суть в том, что финальной частью этого проекта были репетиции на подмосковной базе, где сыгрывались все молодые музыканты, и концерт в Большом зале Московской консерватории, и концертное турне за границей по Европе, и в Сочи играл "Оркестр будущего". Если бы мы подключились только на этом этапе, мы бы просто увидели: о, какие интересные ребята, как они играют… Ваня отметил бы какие-нибудь, может быть, музыкальные особенности, звукоизвлечение музыкантов и так далее. На этом бы всё и…
– Как вы профессионально про всё это говорите…
– Да я вообще… Дело в том, что я же актер, но я за это время, за время работы над проектом, я узнал так много интересного благодаря Ване, благодаря музыкантам, вот ребятам, с которыми мы общались. И, конечно, для меня это очень, очень ценно. И вот, возвращаясь к вопросу, который вы задали, конечно, очень ценно то, что мы увидели ребят еще в самый момент, когда они приходили на прослушивание, мы подключались к их переживаниям, мы общались с ними до того как они выходят, когда их будет прослушивать Юрий Абрамович Башмет, Дмитрий Гринченко и приглашенные участники жюри...