Режиссёру Анатолию Васильеву исполняется 75 лет
«Как я ненавижу искусство, но где его сегодня кто видел?». Автор этого неоднозначного высказывания – Анатолий Васильев – режиссёр сложный, парадоксальный, создавший «Школу драматического искусства» и свой театральный язык, понять который дано далеко не всем. Он убеждён, что чем меньше «искусства» в искусстве, чем меньше имитации и подражания – тем лучше. Сегодня Анатолий Васильев принимает поздравления с 75-летием.
То, что Анатолий Васильев, спустя годы, вновь поставит в России спектакль, верили не многие. Казалось, мастер обижен, сжёг все мосты. Но летом, в рамках Чеховского фестиваля, состоится одна из самых ожидаемых премьер года – новая работа Васильева «Старик и море», посвящённая столетнему юбилею Юрия Любимова. Главная роль – у звезды любимовской Таганки Аллы Демидовой, композитор – Владимир Мартынов, музыка которого уже звучит в нескольких спектаклях Васильева.
«Мне с ним крайне легко как с художником. Конечно, он великий художник и режиссер, но как человек он архисложный. Здесь есть перфекционизм и сложность – во многом он идёт от этого. Это не просто завышенные требования, а суперзавышенные требования, но как раз это не сложность, но характер», – отмечает композитор Владимир Мартынов.
Васильев рассказывает, что режиссёром захотел стать ещё в детстве, когда однажды нашёл на улице киноплёнку и узнал от взрослых, для чего она – правда, грани между театром и кино тогда не провёл. Кстати, видеозаписей спектаклей Васильева сохранилось мало – мастер этого не любит, для него театр – таинство, которое не стоит снимать. Вторую часть нашумевшей в свое время постановки «Взрослая дочь молодого человека» так и не снял, и только через десять лет смонтировал окончательную версию. В этом спектакле одну из главных ролей исполнял Эммануил Виторган.
«Как мы иногда его боялись, как он иногда на нас кричал: «Ваши золотые унитазы, – а он имел виду наши квартиры, в которых мы обитали, – выбросить надо к чертовой матери!» Он был необычайно требовательный, необычайно, и я совершенно убежден что он мне дал очень немало», – вспоминает народный артист РФ Эммануил Виторган.
Химик по первому образованию, экспериментировать Васильев, кажется, любит больше всего в театре. Основанная им в 1987-м «Школа драматического искусства» стала театральной лабораторией, где Васильев – главный алхимик, превращавший классические сюжеты в мистерии, шаманские обряды. Мастер, создавший свой собственный язык, повлиял на многих современных режиссёров. Борис Юхананов, худрук Электротеатра «Станиславский», был его учеником и ассистентом.
«Это было время, наполненное наркотиком театра, счастливое время, в которое Васильев дал нам возможность погрузиться в глубину психологических структур», – отмечает режиссёр Борис Юхананов.
В 2006-м случился громкий скандал – Васильева уволили из созданного им театра. Он уехал из России, но театр, конечно, не оставил – его постановки с успехом идут на лучших европейских площадках. О возвращении мастера на родину адепты «васильевского театра» мечтали – ждали обещанной постановки в Большом, которая так и не случилась. Теперь в предвкушении «Старика и моря», но ещё больше – в предвкушении окончательного возвращения Васильева в Россию, которому в прошлом году пообещали вернуть легендарное здание театра на Поварской.