"Свадьбу Кречинского" поставили в столичном театре "Эрмитаж"
«Социальная комедия» и даже «плутовская комедия» – так критики определяли жанр «Свадьбы Кречинского» – пьесы, написанной Александром Сухово-Кобылиным при весьма трагических обстоятельствах. Драматург работал над ней, сидя в тюрьме. Но история о любви и невинном обмане вот уже больше полутора столетий не сходит с театральных подмостков. Теперь за неё взялись в столичном театре «Эрмитаж».
Идея ставить «Свадьбу Кречинского» возникла из новых обстоятельств жизни театра: «Эрмитажу» на время ремонта отдали сцену на Новом Арбате. Выбирая первую постановку для этой новой площадки, худрук Михаил Левитин остановился на Сухово-Кобылине, решив, что «Свадьба Кречинского» – лучше всего подходит бойкому, торговому, коммерческому Арбату. Четкая интрига, занимательный сюжет, харизматичные герои. История одного из самых загадочных и романтичных авантюристов русской литературы Михаила Кречинского подтолкнула мастера к философским рассуждениям.
«Про обаяние зла. Неотразимость зла. Я все время хотел постичь, что это такое. Зло, без которого люди, фактически, жить не могут. Им нужно это зло в жизни, хотя все вымаливают добро. И это странная вещь. Мы видим, как весь мир попадает под обаяние зла. Это что-то феноменально интересное», – признался Михаил Левитин.
На главную роль «обаятельного зла» Левитин позвал актера РАМТа Евгения Редько. С ним Левитин уже работал в спектакле по пьесе Евгения Шварца «Моя тень», Редько играл Ученого и Тень. И вот – новый совместный опыт.
«У меня было ощущение, что я эту историю очень хорошо знаю. А выяснилось, что до сих по я знал совершенно другую, чужую историю. Самое увлекательное было – смотреть, как в эту пучину бросается сам Михаил Захарович Левитин. Мне кажется, это было очень увлекательно», – отметил Евгений Редько.
«Свадьба Кречинского» – первая часть драматической трилогии, одна из загадок русской литературы. До сих пор не ясно, кто написал пьесу: человек, несправедливо обвиненный в убийстве, или к убийству причастный? Известно, что Александр Сухово-Кобылин сочинял комедию «Свадьба Кречинского» в тюрьме, куда попал по подозрению в убийстве возлюбленной. Михаил Левитин говорит: никогда прежде не встречал текста, полного таких странных междометий и ритма. И героя, бездуховность которого так близка к тому, что происходит сегодня. Недаром визуальным символом спектакля, который художник Евгений Добровинский вынес на афишу и программки, стал кусок мяса в форме сердца.