Пять инопланетных проектов Захи Хадид. Памяти выдающегося архитектора

02 апреля 2016 19:48
31 марта умерла Заха Хадид, самый, пожалуй, удивительный архитектор, из числа самых знаменитых. Не возможно было не удивляться тому, что её проекты, с виду абсолютно нереальные, реализовывались вполне и по всему земному шару. Расскажем о некоторых из уникальных проектов, построенных Хадид.

31 марта умерла Заха Хадид, самый, пожалуй, удивительный архитектор из числа самых знаменитых. Не возможно было не удивляться тому, что её проекты, с виду абсолютно нереальные, реализовывались вполне и по всему земному шару.

Её сооружения, будто инопланетные гости, мирно сосуществуют с традиционными постройками в разных странах. Заха Хадид – первая в истории женщина, награждённая Притцкеровской премией, главной премией архитектурного мира. К слову сказать, приз вручался ей в 2004 году в Петербурге, в Эрмитаже.

Она родилась в Багдаде, училась в Лондоне, побеждала во множестве конкурсов, но долгое время оставалась без заказчиков. Никто не решался строить по фантастическим проектам Хадид. Но признание всё-таки пришло, не могло не прийти. Умерла от сердечного приступа. Ей было шестьдесят пять.

Расскажем о некоторых из уникальных проектов, построенных Хадид.



ОПЕРНЫЙ ТЕАТР В ГУАНЧЖОУ (ГУАНЧЖОУ, КИТАЙ). 2010

Заха Хадид рассказывала, что при создании проекта Дома оперы она черпала вдохновение в геологии и топографии. Ее впечатлила Жемчужная река, на берегах которой раскинулся Гуанчжоу, поэтому и в здании воплощена идея текучести. Залы оперного театра напоминают два гигантских валуна, обкатанных речной волной. После строительства этого здания некоторые критики стали говорить об «устричной» архитектуре Захи Хадид. Снаружи здание напоминает устрицу, а зрителю внутри также удобно, как моллюску в раковине.



НАЦИОНАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ ИСКУССТВ XXI ВЕКА (РИМ, ИТАЛИЯ). 2010

Строительство музея искусств XXIвека, или MAXXI, как пишется его аббревиатура латиницей, продолжалось 11 лет. В результате на месте бывших казарм Рим получил 27 тысяч квадратных метров выставочных площадей, а Заха Хадид – британскую премию Стирлинга за лучшую архитектуру. Внутри здание состоит из лабиринта лестниц, галерей, залов и переходов. Причем сотрудники музея отмечают очень удачное сочетание естественного освещения и искусственной подсветки. Музей имеет спиралеобразную форму, за что его прозвали «макарониной».



ЦЕНТР ГЕЙДАРА АЛИЕВА (БАКУ, АЗЕРБАЙДЖАН). 2012

Центр Гейдара Алиева кажется продолжением ландшафта, ведь в постройке нет прямых линий. Создание волнообразной кровли потребовало новых инженерных решений: форму крыши задает рама, набранная из стальных трубок диаметром 10 сантиметров. В Баку полагают, что линии этой кровли «символизируют связь прошлого с будущим». Центр Гейдара Алиева стал новым символом столицы Азербайджана.



ЦЕНТР SKY SOHO (ШАНХАЙ, КИТАЙ). 2014

Заха Хадид часто пыталась разрушить строгую геометрическую форму и как бы «растянуть» пространство, придавая ему динамику. Она отменяла прямые углы, использовала искаженную перспективу, чтобы усилить внутреннее движение. Именно таким получился SKY SOHO в Шанхае – устремленным в будущее бизнес-центром. Хадид обращала особое внимание на то, что под переходами и эстакадами есть множество мест для отдыха – такие современные китайские дворики. Кстати, в Поднебесной Заха Хадид спроектировала еще несколько Сохо: Galaxy Soho в Пекине, – комплекс из четырех яйцеобразных структур. И Wangjing Soho, который одни критики объявили лучшим небоскребом 2014 года, а другие называли уничижительно «обмылком».



БИЗНЕС-ЦЕНТР DOMINION TOWER (МОСКВА, РОССИЯ). 2015

Заха Хадид очень ценила русский авангард и постоянно пропагандировала его на западе. Именно поэтому в основу DOMINION TOWER на Шарикоподшипниковской улице легли принципы конструктивизма и супрематизма. Семиэтажное здание обладает сложной формой с выступающими консолями. Один из архитекторов проекта Кристос Пассас говорил, что «здание выглядит как сдвинутые тектонические плиты. Мы хотели создать ощущение, что оно как будто бы раздвигает свои границы». Над интерьером здания работали не менее тщательно. Лестницы складываются в какой-то триумф абстракции.

Новости культуры

Читать также:
Скончалась первая женщина-лауреат Притцкеровской премии Заха Хадид