Необычная выставка "Мясницкая, 21. Перекрёстки судеб" развернута в Москве

10 ноября 2016 15:33
Его кураторы считают, что мировую культуру можно сравнить с матрёшкой, состоящей из вложенных друг в друга историй. Этими историями – об авторах и их творениях – они с удовольствием делятся с публикой. Экспозиция рассказывает о плеяде художников-авангардистов, чьи судьбы были тесно связаны со знаменитым домом ВХУТЕМАСа на улице Мясницкой.

Необычный выставочный проект под названием «Мясницкая, 21. Перекрёстки судеб» открылся в Москве. Его кураторы считают, что мировую культуру можно сравнить с матрёшкой, состоящей из вложенных друг в друга историй. Этими историями – об авторах и их творениях – они с удовольствием делятся с публикой. Экспозиция рассказывает о плеяде художников-авангардистов, чьи судьбы были тесно связаны со знаменитым домом ВХУТЕМАСа на улице Мясницкой. Рассказывает Станислав Дорэ.

Галерее Artstory всего два года, а она уже успела зарекомендовать себя как пространство, где проходят безупречные с точки зрения стиля и вкуса выставки. Здесь верны изначальной концепции – строить экспозицию вокруг интересной истории из мира изобразительного искусства. Над новой выставкой, основанной сразу на двух сюжетах, коллективном и личном – работали больше полугода. Кураторы сумели заполучить работы не только из частных коллекций, но и из собраний музеев-титанов – Третьяковки и Пушкинского, что для частной молодой галереи – успех и признак доверия.

«Шесть музеев участвуют в экспозиции, в том числе не только московские, но и региональные музеи, и, конечно, для нас это первый опыт работы с музеями, и к нам сначала относились с недоверием, но в итоге всё сложилось», – рассказывает галерист Люсинэ Петросян.

Идейным вдохновителем и куратором этой выставки выступила Алиса Лабас, внучка двух героев экспозиции – Александра Лабаса и Раисы Идельсон. Имя последней знают немногие. Она – поэт, художник и муза гениев. Заботливая, скромная, как про неё говорят – «человек беспокойного сердца».

Всегда была в тени своих супругов, о том, чтобы остаться в веках, не беспокоилась. Её работ в России сохранилось очень немного, а вот портретов, на которых она изображена, куда больше, и многие довольно известны. Больше всего Идельсон писал её первый супруг – Роберт Фальк. Связь они поддерживали на протяжении всей жизни. Узами брака были связаны девять лет. Город любви – Париж, в который они вместе уехали, по сути их и разъединил. Идельсон пришлось вернуться на родину.

«Фальк остается в Париже, и он очень тоскует, и она пишет ему стихи. "Мой нежный друг, мне даже сны не снятся, я в трезвой ясности сгораю наяву и, если даже я смогла с тобой расстаться, не спрашивай, как я живу". А он пишет работу-воспоминания, которая также представлена на этой выставке, из собрания Третьяковской галереи, где помимо других жен, пишет и её, но её образ – самый яркий и ясный», – говорит куратор выставки Алиса Лабас.

Знаменитое пространство на Мясницкой, 21, где располагались мастерские и общежитие ВХУТЕМАСа на этой выставке фигурирует тоже не просто так. Герои этой экспозиции здесь жили, и, несмотря на запутанные отношения, всегда были дружны и поддерживали друг друга.

Один из разделов этой выставки представляет фотографии Александра Родченко, сделанные на Мясницкой, 21. К слову, история того, как были обнаружены авторские отпечатки, тоже любопытна. Коллекционер Михаил Алшибая приобрёл их совершенно случайно и не где-то на аукционе, а у бомжа, который пытался их продать.

Новости культуры