В Москве состоялся круглый стол, посвященный грядущей театральной реформе
«Театральная реформа: ждать бед или побед?» - под таким несколько патетичным названием прошёл сегодня круглый стол в Москве. Художественные руководители столичных театров собрались обсудить изменения, которые в скором времени должны произойти в организации театрального процесса. В первую очередь, нововведения коснутся системы госфинансирования. Один из главных вопросов, который волнует участников разговора: по каким критериям должны финансироваться театры. Понимают ли сами театральные деятели, в чём заключаются основные положения реформы и прозвучали ли актуальные предложения по её проведению. Ольга Енина следила за дискуссией.
В современных театрах проблем немало. Остро стоит вопрос о преемниках - кто придет на смену руководителям, которые долгие годы возглавляют театры. Репертуарная политика – неоправданный рост спектаклей, которые ставятся исключительно ради эксперимента – без учета интересов зрителя. Только эти темы на круглом столе с участием руководителей столичных театров и представителя Департамента культуры Москвы не обсуждались. Главным стал вопрос о грядущей театральной реформе. Наталья Дрожникова заверила, что у департамента нет задачи сокращать число финансируемых театров. Речь об изменении самого механизма.
Наталья Дрожникова, начальник управления театров и концертных организаций Департамента культуры Москвы: «Необходимо выработать некие позиции, чтобы чётко понимать, на что и каким образом мы даём деньги. Для того, чтобы дальше театр говорил: «Хорошо, я принял эти деньги, я знаю, почему мне дали их в таком объёме и я знаю, что я на это сделаю». И дальше вопрос в следующем – справляемся ли мы с этой ситуацией. Если мы не справляемся, значит, коллеги, тогда мы должны это обсуждать».
Евгений Писарев, худрук Московского драматического театра им. Пушкина: «У них отнимут, и нам ничего не добавят – вот про что я волнуюсь. Что за реформа, не очень понимаю. Единственное, что я понимаю, что критерии назвать можно, но как это потом систематизировать?»
Нужно учитывать специфику театров и выработать художественные критерии - считают участники встречи.
Кирилл Крок, директор Театра имени Евгения Вахтангова: «Мы должны разработать и предоставить учредителю – в данном случае Департаменту культуры, Минкульту - критерии многовекторной оценки деятельности театров, чтобы туда входила не только экономика, но и творческая жизнь театра».
Предлагается учитывать полные залы, профессиональные награды, освещение в СМИ… Участники говорили о том, что, прежде всего, волнует театры, за которые они отвечают. Так, разговор зашёл о необходимости и способах перевода сотрудников на срочные контракты и о том, что годовые договоры не всегда удобны - сложно планировать, к примеру, гастроли, которые могут стать одним из критериев оценки в грядущей театральной реформе.