"Она никого не оставляла равнодушным". О Кире Муратовой
Печальная новость. На 84-м году жизни скончалась Кира Муратова. Режиссер, сценарист, автор фильмов, знакомых каждому ценителю кино еще с советских времен.
Она вела жизнь затворницы. Ей не нужны были светские мероприятия. Она не общалась с журналистами. Ее высказывания ‒ это ее картины, 20 фильмов, узнаваемых с первого кадра. Она говорила, что съемка ‒ это царство свободы, где она может делать все. Здесь нет нравственных законов, нет преград, нет чувства долга. Тут она ничего не должна.
«Конечно, для нее кино, безусловно, имело огромное значение для нее жизни, но она настолько сама по себе была значительная, для меня лично она ‒ цельная персона, и кино ‒ это часть ее портрета, но далеко не весь», ‒ отметил народный артист России Владимир Хотиненко.
«Короткие встречи» и «Долгие проводы» ‒ первые самостоятельные работы режиссера. Реалистичные, почти бытовые истории. С них начинается исследование, которым Муратова будет заниматься на протяжении всего своего творческого пути, исследование человеческого несовершенства в несовершенном мире. Ее «маленькие люди» пугали чиновников, ироничные, смелые метафоры не находили отклика. Фильмы Муратовой ложились на полку, ей запрещали снимать. После восьмилетнего перерыва вернулась другая Муратова. Она собирала фильмы из тысячи фрагментов, как мозаику.
«Такая личность, как Кира Муратова, конечно, оказывала на нас влияние, опосредованное. Кто-то делал другие фильмы, как она, и большинство делало другие фильмы, но не чувствовать то, что она делала, не волноваться по поводу ее картин как зритель, не восхищаться как профессионал ‒ она никого не оставляла равнодушным», ‒ подчеркнул режиссер, сценарист Павел Чухрай.
С начала 90-х почти каждый год – новый фильм. После долгого периода неприятия, непонимания – возможность снимать, фестивальное признание. И конечно, свой зритель. В 80 лет Муратова завершила карьеру – фильмом «Вечное возращение» о режиссере, после смерти которого остались только многочисленные кинопробы несозданной картины. Разные актеры разыгрывали одну и ту же ситуацию, произносили один и тот же текст. Бесконечная повторяемость сюжетных ходов и разнообразие актерских типажей. От картины, в которой ничего не происходило, невозможно было оторваться.
«Моя мечта ‒ вообще исчезнуть, чтобы остались только фильмы. Вот мне не нравится, чтобы меня открывали, как консервную банку, и смотрели, что у меня там внутри. А пускай будет загадка, а пускай будет так вот», ‒ говорила режиссер.
В программе нашего телеканала произошли изменения. Смотрите в 20:05 документальный фильм Петра Шепотинника "Одесса. Муратова. Море".