Ко Дню памяти и скорби

17 июня 2015 12:41
22 июня – День памяти и скорби. К этой дате на телеканале "Россия К" – премьерные документальные фильмы Юрия Кузавкова "Один из пяти миллионов" (22 июня, 12:45, 23:20) и "Время прощения" (23 июня, 12:45, 23:20) и киноленты "Парень из нашего города", "Жди меня", "В 6 часов вечера после войны", "Воздушный извозчик".

22 июня – День памяти и скорби. К этой дате на телеканале "Россия К" – премьерные документальные фильмы Юрия Кузавкова "Один из пяти миллионов" (22 июня, 12:45, 23:20) и "Время прощения" (23 июня, 12:45, 23:20) и киноленты "Парень из нашего города", "Жди меня", "В 6 часов вечера после войны", "Воздушный извозчик".

22 июня – одна из самых трагических дат в истории нашей страны. В этот день, 74 года назад, началась Великая Отечественная война – самая разрушительная, жестокая и кровопролитная из всех войн. В одночасье рухнули надежды миллионов семей, были поломаны судьбы целых поколений. На защиту своей страны поднялся весь народ. И победил. Память об этой войне как неутихающая скорбь навсегда останется в сердцах тех, кто выжил, детей и внуков миллионов солдат, отдавших свои жизни за мир, в котором мы живем.

Но война – это не только тяготы и невзгоды, победы и поражения, это еще и пленные с одной и с другой стороны. Плен – жесточайшее физическое, психологическое и нравственное испытание для любого солдата. Во время Великой Отечественной войны в немецкий плен попали 5,7 миллиона советских солдат, большинству из них он стоил жизни. Выжили 42 процента советских военнопленных. Фильм "Один из пяти миллионов" (22 июня, 12:45, 23:20) – это откровенный рассказ советского солдата Павла Насонова о немецком плене. Повседневная жизнь в начале войны, первые дни и месяцы плена, работа и быт в немецких лагерях, освобождение и возвращение домой. Это возможность окунуться в мир человека, для которого масса обычных человеческих забот отошла на второй план, и осталась только одна задача – выжить. А понятие родины вдруг стало вполне конкретной, почти осязаемой, но недостижимой мечтой. "Тоска по родине была все время, – вспоминает Павел Насонов. – Мне часто снилась моя халупка, хата в деревне. Под соломенной крышей, однокомнатная, с маленькими окошками, но как она была мне дорога! Я просыпался и жалел, что сон быстро кончился. Так мне было приятно "побыть дома". После того как нас освободили американцы, нас перевели в другой лагерь. Приходили поляки, убеждали, что кто хочет в другую страну, приходите в штаб, мы вас повезем на аэродром и отвезем в любую страну. В Советский Союз не возвращайтесь, потому что там вас ждет тюрьма, каторга, а, может, и расстрел. Но я думал: "Как же так? Пусть умру, но умру на своей родине. Нет, не соглашусь я ехать ни в какую другую страну". Мы так нажились этой заграницей, наелись ее в полной мере. Потому что там мы чужие. Если даже внешне не показывали своей неприязни к нам, то чувствовалась она во всем их поведении. Все равно они считали нас дикарями, и везде мы были люди второго или, может быть, даже третьего сорта. Поэтому мы стремились только домой". Использованы уникальные материалы, предоставленные российскими и немецкими архивами. Текст читают Александр Яцко, Николай Коншин, Людмила Лисюкова.

Тема немецких военнопленных долгое время считалась деликатной, и по идеологическим соображениям была закрыта для широкого обсуждения. Хотя нам, потомкам советских солдат-победителей, как показывают документы и воспоминания очевидцев, стыдиться нечего. По официальным данным за всю войну через советский плен прошли 2,4 миллиона немецких солдат. Домой вернулись 85 процентов человек, попавших в плен. О немецких военнопленных – в документальном фильме "Время прощения" (23 июня, 12:45, 23:20). Принимают участие бывшие немецкие военнопленные, ветераны Великой Отечественной войны, сотрудники седьмого отдела, работавшие с пленными.

Плен для солдат вермахта принес сильное разочарование в прежних идеалах, сокрушил старые жизненные позиции, принес неясность будущего. Но он же стал серьезной проверкой личных человеческих качеств. Пленные строили дома и дороги, участвовали в атомном проекте, но главное, они впервые увидели тех, кого еще совсем недавно считали "недочеловеками", тех, кого фашистская пропаганда призывала уничтожать без всякой жалости. Посмотрели – и были поражены. Люди, которые столько настрадались от войны, часто бескорыстно помогали пленным, сами голодая, подкармливали и лечили их. "Самыми важными темами в плену были еда и питье, – вспоминает один из немецких пленных. – Пленные всегда голодны. Но меня поразило, что сами русские солдаты питались не лучше. В это мне было трудно поверить. Победители и побежденные имели одинаковое питание. Это противоречило тому, что мне было сказано ранее о русских нелюдях". Другой немецкий солдат рассказывает, как однажды предложил русской женщине дрова за еду, а у нее была уже целая поленница дров, но она все равно пригласила его в дом и накормила: "И я сидел на кухне, дали тарелку супа, хлеб, я мог все это есть. "Ах, молодой такой, как же такой молодой в плену". Она сочувствовала мне. А мы-то как враги пришли на эту землю".

Часть военнопленных была репатриирована в конце 1940-х годов. Оставшиеся – в середине 1950-х. В переговорах первого канцлера ФРГ Конрада Аденауэра с Никитой Хрущевым по освобождению всех немецких пленных в качестве переводчика принимал участие Рольф-Дитрих Кайль, эксклюзивное интервью с которым включено в фильм. "Когда я был переводчиком Аденауэра, для меня это было больше, чем простая работа, – говорит Кайль. – Прошло пять лет, как я сам вышел из советского лагеря, и я чувствовал, что должен сделать все возможное, чтобы освободить всех оставшихся там. Переговоры были напряженные, но потом Булганин сказал: "Ладно, вы напишите нам ноту о возобновлении дипломатических отношений с ФРГ, а мы вам отдадим всех этих людей". Вечером того же дня представитель СДПГ господин Шмидт спросил меня: "Как вы думаете, мы можем положиться на русских, на их честное слово?" Я говорю: "Это превышает мои полномочия как переводчика, но я бы сказал "Да". 24 сентября 1955 года Президиум Верховного Совета СССР ратифицировал соглашение об установлении дипломатических отношений с ФРГ. 28 сентября вышел Указ о досрочном освобождении осужденных немцев и репатриации их на родину.

Также с 22 по 25 июня в утреннем и вечернем эфире – художественные ленты о войне "Парень из нашего города", "Жди меня", "В 6 часов вечера после войны", "Воздушный извозчик".

Пресс-служба телеканала "Россия К"