Театральная премия "Золотая маска" назвала своих номинантов

07 ноября 2015 17:50
Афишу 22-й премии «Золотая маска» уже называют рекордной. Чтобы составить её члены экспертного совета премии побывали в 110 городах России, а отсмотрели беспрецедентное количество постановок.

«Золотая маска». Национальная театральная премия. В самой награде, в изделии, никакой бижутерии, никакой фальши, только драгоценности высокой пробы. Придумал её художник «Ленкома» Олег Шейнцис. Сегодня уместно вспомнить одну его реплику: «Маска» родилась как городская домашняя премия. Если бы мне тогда сказали, до каких масштабов она разрастётся, не уверен, что взялся бы».

Разрастание, определённо, не могло быть бесконечным, и как видно не могло не привести к осложнениям. И они возникли, и нынешней осенью, как вы знаете, достигли критической черты. Нет, если не вдаваться в подробности, серьёзного беспокойства ничто не вызывает.

Афишу 22-й премии «Золотая маска» уже называют рекордной. Чтобы составить её члены экспертного совета премии побывали в 110 городах России, а отсмотрели беспрецедентное количество постановок.

В шорт-лист попали 72 спектакля из 19 городов. Теперь «Золотую маску» не упрекнуть в невнимательности к регионам. 45 процентов афиши в этом году – именно региональный театр. Впервые сравнялись «три кита» премии: Москва, Петербург, провинция.

«Впервые к нам в этом году присоединились и попали в «Маску» города: Серов, Новокуйбышевск, Ижевск», - рассказала генеральный директор фестиваля Мария Ревякина.

В тревожной обстановке проходила в этом году работа экспертного совета. В будущем году его состав изменят. Реформирование национальной премии идёт тяжело. Градус дискуссий на эту тему в блогах и социальных сетях зашкаливал.

«Всё меняется. Когда мы слышим слово "реформа", мы нормально реагируем, но когда «Золотая Маска» начинает реформироваться - все вдруг вздрогнули», - сообщил председатель Союза театральных деятелей Александр Калягин.

«В известном письме 93-х, которых было чуть больше на самом деле, было сказано о давлении - должен сказать ответственно: никого давления лично на меня как председателя совета за весь этот год не было. Мы руководствовались исключительно нашим представлением о театре, об эстетике, о художественности» - отметил председатель экспертного совета «Золотой маски» драматического театра Александр Вислов.

Пока рабочая группа по реформированию «Маски» думает о сокращении количества номинаций – в афише этого года их небывалое множество: 212. Лидируют в списке претендентов  – Пермь», Екатеринбург, Петербург – с БДТ и Александринкой. Судя по номинации «Музыкальный театр», центр музыкальной жизни переместился на Урал. Остаётся животрепещущей и история с новосибирским «Тангейзером». Новая страница в ней появилась на последней церемонии вручения «Золотой маски» – во время появления на сцене министра культуры.

«Тангейзера» не вернули. Эксперты совета «Золотой маски» уверены: эта потеря для нашего театра невосполнима.

«Его в номинациях у нас нет - этот спектакль не существует, он снят с репертуара, дирижер уехал, декорации разобраны, мы не в состоянии его воспроизвести. 10 человек из 11 нашего экспертного совета его видели – он, безусловно, шел одним из лидеров. В общем, это наша боль, что его нет», - прокомментировала председатель экспертного совета «Золотой Маски» музыкального театра Екатерина Бирюкова.

Ещё одна болевая точка «Золотой маски» – заявления Кирилла Серебреникова и Константина Богомолова. Оба режиссера отказались от участия в премии, узнав, кто будет в её экспертном совете на будущий год. Оба, правда, пока в списке номинантов с самыми разными своими постановками.

От участия в «Золотой маске» когда-то отказывались Валерий Гергиев, Галина Волчек, Мариинский театр, «Геликон-опера», театр «Московская оперетта», театр «Модернъ». То есть демарш Богомолова и Серебренникова не такой уж и нонсенс. Но формулировка новая: «Из соображений гигиены не хочу, чтоб мои спектакли оценивали люди, которые написали на меня и театр множество подлых доносов и пасквилей», – «запостил» Серебренников в Facebook (запрещена в РФ).

«Это был эмоциональный всплеск режиссера. Потом, вы знаете, режиссер должен всё-таки прислушиваться к театрам. А не иметь такие непомерные гордыни», - сказал Александр Калягин.

Одна эта пресс-конференция «Золотой маски» уже показала: впереди фестиваль и вручение премии, которые вот уже 22 года показывают нам срез российского театра. Со всеми его проблемами и победами. А по поводу писем и заявлений – организаторы «Маски» уверяют – это всё рабочие моменты. Но вот критики опасаются: не потеряет ли национальная премия свою самобытность в результате таких реформ?

Новости культуры

Читайте также:
О программе фестиваля "Золотая маска" рассказали журналистам
Российская национальная премия "Золотая маска" объявила номинантов