"Черный квадрат" - концептуальное искусство или шутка Малевича? Сделаны новые заявления
На этой неделе и знатоки и несведущие в искусствознании люди получили грандиозный пример, так называемого, палимпсеста - изображения, созданного поверх прежде существовавшего. Таким изображением могут быть не только письмена, как в средневековых палимпсестах, это может быть любой текст культуры. В данном случае, наделавшем столько шуму на этой неделе, себя разоблачил послойно «Чёрный квадрат» Казимира Малевича - первый, хранящийся в Третьяковской галерее. «Голая без рамы икона своего времени», - как говорил сам Малевич. На конференции в Академии художеств сотрудники галереи сделали заявление, воспринятое всем светом как сенсационное. Это в отношении Чёрного квадрата? Уж сколько раз просвеченного и изученного, буквально на молекулярном уровне! Восстанавливаем и систематизируем последние события.
Третьяковская галерея обнародовала данные самых последних исследований. Выяснилось, что под «Черным квадратом» скрывается цветное изображение. И не одно, а два. Это открытие было сделано чуть больше месяца назад.
«Было известно, что под изображением "Черного квадрата" было некое нижележащее изображение. Мы выяснили, что таких изображений не одно, а два. И доказали, что первоначальное изображение – это кубофутуристическая композиция, а лежащая под "Черным квадратом", цвет которого вы видите в кракелюре, – это протосупрематическая композиция», – рассказала научный сотрудник отдела научной экспертизы Третьяковской галереи Екатерина Воронина.
Доклад сотрудников Третьяковской галереи на международной научной конференции, посвященной 100-летию "Квадрата", поразил слушателей. Вот как «Черный квадрат» выглядит в рентгеновских лучах.
Хорошо видны очертания другой картины Казимира Малевича. А вот вторая работа, недавно обнаруженная. Это реконструкция. Под микроскопом хорошо видно, как сквозь кракелюр, то есть трещины «Черного квадрата», просвечивает другой красочный слой.
Авторы исследования – сотрудники Третьяковской галереи Екатерина Воронина, Ирина Рустамова и Ирина Вакар - рассказали и о другом своем открытии. Они расшифровали надпись на «Черном квадрате», которую считают авторской. Точнее почти расшифровали: не хватает трех букв. В слове, начинающемся на «н», и заканчивающемся на «ов». Вся фраза, по мнению музейщиков, звучит так: «Битва негров в темной пещере». Таким образом, картину Малевича можно считать чем-то вроде заочного диалога художника с автором полотна, написанного в 1882 году французским писателем и эксцентриком Альфонсом Алле. Его картина называется «Битва негров в темной пещере глубокой ночью».
«У Малевича сложный запутанный почерк и некоторые буквы пишутся одинаково: "н", "п", и даже "и" в некоторых текстах очень близки по написанию. Мы работаем над вторым словом. Но то, что первое слово "Битва", вы все можете увидеть, убедившись в этом в экспозиции», – прокомментировала Екатерина Воронина.
Исследование «Черного квадрата» всколыхнуло интернет. Пользователи сети оставили тысячи комментариев по поводу надписи, обнаруженной на иконе супрематизма:
«Нехило Малевич потроллил любителей современного искусства. Всегда думал, что "Черный квадрат" - стёб».
«А еще "Белый квадрат" был. Наверное, закрасил «Блондинку на простыне».
«Это символ нового искусства, окно в новое направление – Малевич создал целую теорию новой живописи, беспредметной, где основная идея – это движение цветных масс».
Сотрудники Третьяковской галереи утверждают, что в их открытии важно не то, что на квадрате обнаружена надпись, и не то, что под одним изображением нашли другие. Исследование приоткрывает процесс работы над картиной, драматургию озарения, которое снизошло на Казимира Малевича. Крупнейший специалист по его творчеству Александра Шатских утверждает, что случилось это в день летнего солнцестояния - 21 июня 1915 года.
Александра Шатских, историк искусства (США): «"Черный квадрат" был написан очень быстро, поскольку он "спустился" на Малевича внезапно. Его работа была лихорадочна, там есть отпечатки пальцев. Он это написал очень быстро. Часов за 5 - 6».
После своего творческого акта Казимир Малевич должен был понять, что же произошло, что он все-таки написал: «Битву негров в темной пещере» или «икону супрематизма», «ядро спрессованных смыслов», «нуль форм»? И тот же самый выбор уже на протяжении ста лет делают зрители: это концептуальное искусство или просто шутка художника?
Читайте также:
Под "Черным квадратом" ученые обнаружили цветное изображение