Премьера. "Тихий Дон". Съемки на фоне эпохи"
29 ноября в 20:40 в эфире телеканала "Россия К" – премьера документального фильма "Тихий Дон". Съемки на фоне эпохи". Автор и режиссер Елена Якович.
"Тихий Дон" – один из великих русских романов ХХ столетия и каждое поколение прочитывает его по-своему. Первая экранизация, немой черно-белый фильм режиссеров Ольги Преображенской и Ивана Правова, была осуществлена в 1931 году, едва были обнародованы первые две книги "Тихого Дона". С формулировкой "за потакание мелкобуржуазным вкусам классово чуждых зрителей" режиссеры были изгнаны из Ассоциации работников революционной кинематографии. В 1939 году, сразу же после выхода всех четырех книг романа, режиссер Сергей Герасимов решил снимать свой "Тихий Дон", но в экранизации ему отказали. Лишь в 1956 году Герасимов смог вернуться к своей идее. Съемки проходили там же, где и "немая версия" – на хуторе Диченск под Ростовом, а не в станице Вешенской, до которой было невероятно сложно добираться. Первая попытка съемок в самой Вешенской была предпринята в 1991 году Сергеем Бондарчуком. В 2015, в год 110-летия со дня рождения Михаила Шолохова и 50-летия со дня получения им Нобелевской премии, роман "Тихий Дон" и его новая экранизация, которая скоро выйдет на экраны, снова в центре внимания.
Автор и режиссер премьерного документального фильма "Тихий Дон". Съемки на фоне эпохи" (29 ноября, 20:40) Елена Якович на съемках 14-серийной картины "Тихий Дон" встретилась с режиссером Сергеем Урсуляком. Программа рассказывает об историческом контексте романа, о Верхнедонском восстании, которое стало его центром и во многом определило судьбы героев (съемки проходили в тех самых станицах Верхнего Дона, где восстание только начиналось), о том, почему именно сегодня важно вновь обратиться к роману-эпопее Михаила Шолохова. Сегодня, когда от романа и событий, описанных в нем, нас отделяет целый век, что прочитает в нем режиссер? "Я думаю, что мы по-настоящему не пережили, не отрефлексировали и не отказались от того, что произошло с нами за последние сто лет, – считает Сергей Урсуляк. – Эти уроки не были усвоены нами, а выводы не были сделаны. Поэтому существует большая вероятность наступить на одни и те же грабли в настоящем и будущем. Чрезвычайно быстро свои становятся чужими, и вот враги уже те, кто говорил на одном языке, думал и желал одного и того же. Для меня "Тихий Дон" – это предупреждение и напоминание того, что может быть".
В станице Еланская, неподалеку от Вешенской, для съемок новой экранизации "Тихого Дона" полностью отстроили хутор Татарский. Сама станица, некогда большая и богатая, часто встречается в романе, сегодня от нее осталась лишь Свято-Никольская церковь середины XIX века, заставшая расцвет станицы и ее разорение, Первую мировую войну, революцию, Гражданскую войну. Вокруг этой церкви и "родилась" настоящая деревня, повторяющая донской быт начала XX века. Предметы быта искали у коллекционеров, местных жителей, брали в музеях. В архивах творческая группа провела несколько месяцев: изучали документы, по которым шили костюмы, казачьи традиции и обычаи. И уж как теперь все радуются, что режиссер не пошел на поводу у тех, кто из соображений удобства и экономии советовал снимать где-нибудь в Подмосковье. Урсуляк не устает повторять, как красиво то, что в итоге получилось. В массовке традиционно снимались жители окрестных станиц Казанской, Вешенской, Еланской. Внуки и правнуки тех казаков, которые навсегда остались на страницах "Тихого Дона". "Роман стал памятником всем казакам Тихого Дона, – рассказывает в программе Елена Якович. – Той ушедшей казачьей цивилизации, которая возникла на его берегах еще в XV веке и была унесена ветрами XX столетия. Когда приезжаешь сюда, будто книгу открываешь. Роман стал воздухом и бытом этих мест. Кажется, что для местных жителей так естественно ходить в этих фуражках, папахах и шинелях, носить винтовки и шашки". Но главную роль в картине, как говорят создатели, сыграл Дон.
Свой фильм режиссер Сергей Урсуляк называет семейной сагой. "Трагические события начала XX века – Первая мировая, революция, Гражданская война – здесь лишь фон. Если говорить о главном герое романа, то он, конечно, персонифицируется в Григории Мелихове с его мятущейся душой, ставшей символом казачьей судьбы. Но если смотреть шире, все жители хутора Татарского, семьи Астаховых, Мелеховых, Коршуновых, да и целый хутор Татарский, как олицетворения семьи, вот кто для меня главный герой романа. "Тихий Дон" – это история людей, которые просто жили, а им навязали сложность, которую они не смогли выдержать. Эта сложность им несвойственна, поскольку казаки были воинами и пахарями. Им не нужно было решать глобальные проблемы, обсуждать вопросы бытия и улучшения жизни. Каждый из нас понимает, как трудно в определенных обстоятельствах принять решение, как трудно найти правду, за которую хочется бороться".
В фильме принимают участие: режиссер Сергей Урсуляк, внук писателя и директор Государственного музея-заповедника М.А. Шолохова Александр Шолохов, настоятель храма Воскресения Христова в Санкт-Петербурге и консультант фильма Архимандрит Исидор (Минаев), заведующая информационным отделом Государственного музея-заповедника М.А. Шолохова, уроженка станицы Шумилинской Ольга Бахтиярова, оператор-постановщик Михаил Суслов.
Официальный сайт проекта: tihiydon.tv/
Пресс-служба телеканала "Россия К"