"Содружество актеров Таганки" представляет постановку по роману Валентина Пикуля "Нечистая сила"
Историческая правда или авторский взгляд. «Содружество актеров Таганки» представляет постановку по роману Валентина Пикуля «Нечистая сила». Режиссер Николай Губенко, в соответствии с замыслом писателя, открывает перед зрителями логику событий российской истории начала XX века. Репортаж Ирины Разумовской.
За кулисами целую стену занимает описание всех сцен спектакля «Нечистая сила». Занята вся труппа. Играют персонажей известных: Николая II, Распутина, Столыпина, Родзянко, Юсупова.
Густонаселенный роман Валентина Пикуля режиссер Николай Губенко поставил масштабно и мультижанрово: кадры из хроники, хореографические номера, проекции с живописью и архивными фото. Некоторые сцены снял как кино.
Александра Федоровна представлена здесь особой фривольной и психически нездоровой. Впрочем, ее окружение ‒ не лучше. Писатель, от лица которого ведется повествование, намекает и на алкоголизм Александра III и на то, что слабохарактерный Николай II предается некой «постыдной страсти».
Каждый второй адмирал ‒ хапуга, и не удивительно, что приближенным к такому императорскому двору оказывается Григорий Распутин, сын пьяницы и вора, по Пикулю.
«Я его полностью оправдываю, мощный, сильный, обаятельный, может, если бы его и не убили бы, то и революции не было бы», ‒ считает заслуженный артист России Михаил Басов.
Судя по этому произведению, революции было не избежать, верхи не могли управлять из-за полной деморализации. Собственно, в названии романа-хроники Валентина Пикуля высказана идея: «Нечистая сила. Политический роман о разложении самодержавия».
«Он питался не исключительно документалистикой, но огромное количество воспоминаний опубликовано: и с красной стороны, с белой, и с аристократической, и с простонародной. Я думаю, он был объективен», ‒ подчеркнул художественный руководитель театра, народный артист РСФСР Николай Губенко.
«Дай Бог, нашим потомкам разобраться, где была истина. В данном случае мы, как артисты, как персонажи, пытаемся донести до зрителя точку зрения нашего художника, нашего режиссера. И я считаю, что у нас в спектакле эта точка зрения очень видна, его взгляд», ‒ отметила заслуженная артистка России Наталья Старкова.
Роман Пикуля в свое время вызвал яростные споры, его называли «низкопробно-клеветническим», «потоком сюжетных сплетен». Режиссер спектакля оправдывает писателя, говорит, все это происки недоброжелателей.
В том, что неоднозначной будет реакция и на постановку «Нечистой силы», в театре никто не сомневается. Главное, говорят, поднять вопрос, дать очередной повод для размышлений о событиях 100-летней давности.